Рабочие программы по математике основного общего образования на 2023-2024 учебный год
Аннотация
к рабочей программе
по математике 5-6 класс
2023-2024 учебный
год
Нормативно-правовые документы, в соответствии с требованиями которых разработана рабочая программа |
Рабочая
программа по математике для 5-6 классов для предметной линии учебников В.Я. Виленкина и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Примерной
программы по математике для 5-6 классов основной школы, учебного пособия: обучение математике в 5-6 классах, методического пособия для
учителя к учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С.
Чеснокова, С.И. Шварцбурда. |
||||
Место учебного предмета в структуре ООП |
Базисный учебный
(образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах
основной школы отводит
5 часов в неделю
в течение каждого года обучения, всего 175 уроков в год. Учебное время может быть увеличено до 6
часов в неделю за счёт вариативной части
Базисного плана. Учебный
план школы на уровне
основного общего образования на изучение математики в 5- 6 классах отводит 5 учебных часов
в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 уроков. |
||||
|
Класс |
Предмет |
Количество часов |
|
|
5 |
Математика |
170 |
|
||
6 |
Математика |
170 |
|
||
Всего |
|
340 |
|
||
Информация о дате рассмотрения на заседании профессионального сообщества (методического объединения), утверждения / принятия / согласования с коллегиальным органом управления ОО (педагогический совет), также номер протокола |
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей математики, физики и информатики
МКОУ СОШ им. Шомахова с.п.Тамбовское Протокол №1от 28.08.2023 Согласовано на методическом совете
Протокол №1от 28.08.2023. Утверждено приказом директора №48
от 30.08.2023г. |
||||
Цель
реализации программы, задачи |
Сознательное
овладение учащимися системой арифметических
знаний и умений
необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных
дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов
обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая
подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных
и технических понятий и идей. Математика – язык науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются я явления и процессы,
происходящие в природе. |
||||
Перечень
учебников (УМК) и пособий, которые необходимо использовать для обеспечения реализации программы |
1)
Учебники 5, 6 классы (в двух частях). Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов
В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд
С.И. 2)
Обучение математике в 5-6 классах: методическое пособие для учителя к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шваpцбуpда. |
||||
Планируемые результаты |
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения |
личностные:
1)
ответственного
отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению
и познанию;
2)
формирования
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3)
умения
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
4)
первоначального
представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
развития цивилизации;
5)
критичности
мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6)
креативности
мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7)
умения
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8)
формирования
способности к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1)
способности
самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
2)
умения
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3)
способности
адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность
и собственные возможности её решения;
4)
умения
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5)
умения
создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
6)
развития
способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, взаимодействовать и
находить общие способы работы; умения работать
в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской
компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ – компетентности);
8)
первоначального представления об идеях и о методах
математики как об универсальном языке науки и
техники.
Аннотация к рабочей программе по алгебре 7-9 классов
Рабочая программа
составлена на основании нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
·
Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-фз (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в российской федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(ФГОС ООО), Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Курс алгебры 7-9 классов является базовым для
математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и
математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин
Практическая значимость школьного курса алгебры
7-9классов состоит в том, что предметом её изучения количественные отношения и процессы
реального мира, описанные
математическими моделями. В современном обществе
математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных
целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего, формирование абстрактного мышления.
В процессе изучения алгебры формируется логическое
и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость,
конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором
является формирование математического стиля мышления,
включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение
и конкретизацию, анализ и
синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и
убеждения. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует
у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического
материала курса уделяется его мотивации,
раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на
сравнение, анализ, выделение главного, установление связей,
классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется
содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области
их применения, демонстрация возможностей применения
теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение
текстовых задач, денежные
и процентные расчеты,
умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах,
умение «читать» графики.
Осознание общего, существенного является основной базой для решения
упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых
упражнений. Этим раскрывается суть
метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения
упражнений определенного типа.
Общая характеристика курса алгебры в 7-9 классах
Содержание курса алгебры в 7-9 классах
представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции»,
«Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела
«Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые
для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала
способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с
помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.
Материал данного раздела представлен в аспекте,
способствующем формированию у
учащихся умения пользоваться алгоритмами, существенная роль при этом отводится развитию
алгоритмического мышления – важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела
«Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно
излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано
с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» - получение школьниками конкретных знаний о
функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов и явлений
окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию
воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные
языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела
«Элементы прикладной математики»
раскрывают прикладное и
практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения
представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных
зависимостей.
Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно - исторической среды обучения.
Учебный предмет «Алгебра»
входит в предметную область «Математика и информатика», является
обязательным для изучения в 7-9 классах и
на его изучение отводится 404
часа (по 136 часов в 7-8 классах 34 учебных недели, 132 часа в 9 классе, 33 учебные недели).
Рабочая программа содержит
следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса алгебры 7-9 классов.
4. Содержание курса алгебры
7-9 классов.
Предусмотрены следующие виды контроля: входной,
текущий и промежуточная аттестация.
Рабочая программа
по учебному предмету «Геометрия» для 7-9 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной
программы по геометрии
для основной школы, Программы по геометрии для 7-9 классов
к предметной линии учебников «Геометрия 7-9» авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Просвещение» 2023.
Рабочие программы. Предметная линия Геометрия
7-9 / автор Л.С.Атанасян : М Просвещение, 2023г. Данный учебный
комплекс рекомендован Министерством просвещения Российской Федерации и входит в федеральный перечень
учебников.
Данная программа
конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса, последовательность изучения
тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
В
результате изучения курса геометрии учащиеся
должны знать и уметь:
7 класс
-пользоваться геометрическим языком для описания
предметов окружающего мира;
-распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные
виды), различать их взаимное
расположение;
-изображать геометрические фигуры;
выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-вычислять значения
геометрических величин (длин отрезков, градусную
меру углов);
-решать геометрические задания, опираясь
на изученные свойства
фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический
аппарат;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные
теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-использовать приобретенные знания,
умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций
на языке геометрии;
-решения практических задач;
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник,
циркуль, транспортир). 8 класс
-систематические сведения
о четырехугольниках и их свойствах, решать задачи на вычисление элементов
четырехугольника, треугольника, вычисление площадей треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, доказать
теорему Пифагора, решать
задачи по этой теореме;
-определение подобных
фигур, подобие треугольников, решать задачи на подобие треугольников, отношение площадей подобных
фигур, применение подобия
к доказательству теорем;
-касательная к окружности, центральные и вписанные углы, решать задачи
по теме;
-соотношения между сторонами
и углами прямоугольного треугольника, решать задачи по теме;
-четыре замечательные
точки треугольника, вписанная и описанная окружности, решать задачи
по теме;
9 класс
-векторы, метод координат,
уметь решать задачи по теме;
-соотношения между сторонами и углами треугольника, определения синуса, косинуса,
тангенса угла, решать задачи
на вычисление элементов
треугольника;
-правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга,
решать задачи по теме; Место
учебного предмета «Геометрия» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение
геометрии в 7, 8 и 9 классах
отводится по 68 ч из расчета 2 ч в неделю,
Учебники, реализующие рабочую программу:
Основной
учебно-методический комплекс УМК Л. С. Атанасяна и др.
1) Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов,
С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2023.
2)Геометрия: рабочая тетрадь: 7,8,9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов,
Ю. А. Глазков, И. И. Юдина.
— М.: Просвещение,2023.
3)Зив
Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7,8,9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.
- М.: Просвещение, 2019.
4)Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков
и др. — М.: Просвещение, 2017.