Инклюзивное образование
1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
2.Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
3.Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.
4. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с федеральным законом - от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
5. Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования.
На начало 2024-2025
учебного года насчитывается 4 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и 3 детей –инвалидов. С задержкой психического развития- 2 человек
, с умственной отсталостью -2 человека.
Общая информация
·
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по всем
учебным предметам, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд
систематически обновляется и пополняется учебной, справочной литературой. Обучающиеся
обеспечены не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по
каждому учебному предмету. В библиотеке имеются электронные образовательные
ресурсы.
·
Создаваемая медиатека содержит учебно-методические
пособия, видеофильмы, видеокассеты, аудиодиски.
·
Объектов спорта, приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
·
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе дети – инвалиды, обучающиеся по очной форме обучения обеспечиваются
бесплатным двухразовым питанием (завтрак, обед).
·
Пищеблок школы осуществляет производственную
деятельность в полном объёме 6 дней – с понедельника по субботу
включительно. Дети обеспечены двухразовым горячим питанием. Столовая
расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где
расположены умывальники с подачей воды, оснащенные санитарно-гигиеническими
средствами. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
·
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в
школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием,
инвентарем и инструментарием в соответствии с приказом МЗ РФ от 5.11.2013 г.
№822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в
том числе в период обучения и воспитания в образовательной организации»
·
В соответствии с рекомендациями ПМПК в школе
организовано психолого-педагогическое сопровождение специалистами
(педагог-психолог, классный руководитель)
Питьевой режим
·
Питьевой режим организован посредством установки
стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, в отдельных
случаях может быть с использованием кипяченой питьевой воды, в соответствии с
требованиями п. 8.4.5. СанПиН 2.3/2.4.3590-20
·
Питьевой режим обеспечивается в течение всего времени
пребывания детей в школе. При организации питьевого режима соблюдаются правила
и нормативы, установленные СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
·
Свободный доступ к питьевой воде обеспечивается в
течение всего времени пребывания обучающихся в школе.
Информация о специально оборудованных учебных
кабинетах
·
Специально оборудованных учебных кабинет,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья не имеется.
Информация об объектах
для проведения практических занятий, приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
·
Объектов для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, не имеется. Планируется оборудовать по мере
финансирования.
Информация о библиотеке,
объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, специальных условиях питания и
специальных условиях охраны здоровья.
Библиотечный фонд укомплектован печатными
и/или электронными изданиями, учебной и методической
литературой по всем учебным предметам. Фонд систематически
обновляется. Обучающиеся обеспечены не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждому учебному предмету. В библиотеке имеются
электронные образовательные ресурсы. Создана медиатека,
которая содержит учебно-методические пособия, видеофильмы,
видеокассеты, аудиодиски
Объектов спорта, приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Использование специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов
Дети с ОВЗ и инвалиды, которым требуются
специальные (учебники) обеспечены печатными учебниками для обучающихся с ОВЗ.
Информация о средствах
обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
С целью организации
образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ разработаны Адаптированные
образовательные программы, включающие учебный план, организована
коррекционно-развивающая деятельность (занятия с педагогом-психологом, занятия
с учителем-логопедом, занятия с учителем-дефектологом, координационная
деятельность социального педагога) и внеурочная деятельность.
Образовательная деятельность в школе обучающихся с ОВЗ
и инвалидов осуществляется как совместно с другими обучающимися, так и по
индивидуальным программам, на дому. Во время проведения занятий в классах, где
обучаются инвалиды, и дети с ОВЗ при необходимости возможно применение
мультимедийных и других средств повышения уровня восприятия учебной.
Среди специальных условий организации образовательной
деятельности педагогами на урочных, внеурочных и
коррекционно-развивающих занятиях
используются различные приемы
повышения мотивации: создание ситуации
успеха, благоприятный климат на уроке, опора на эмоциональное
восприятие, оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных,
игровых и практических), синхронизация темпа урока с возможностями ученика, точность
и краткость инструкции по выполнению задания, поэтапное обобщение
проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное
управление вниманием.
Детям предоставляется возможность участия во всех
школьных мероприятиях, направленных на духовно-нравственное, патриотическое,
трудовое, физическое воспитание и формирование культуры
Воспитательная работа с
инвалидами и обучающимися с ОВЗ также осуществляется инклюзивно, с
предоставлением возможности участия во всех школьных мероприятиях, направленных
на духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, физическое воспитание и
формирование культуры здоровья и безопасного поведения. При необходимости
оказываются волонтерская помощь и консультации специалиста (педагога-психолога).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в
здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания школы не
предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входная площадка
имеет навес, звонок при входе, наружный пандус. В школе перед входом в здание,
также при входе в здание и на лестничных маршах внутри зданий обозначены
контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом), на
прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) размещены
предупредительные знаки в форме желтого круга. Здание оснащено системой
противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При
необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие специальных условий охраны здоровья
обучающихся и инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется лицензированный медицинский кабинет.
Кабинет оснащен необходимым оборудованием для осуществления медицинской
деятельности. Школьная психологическая служба имеет кабинет
для коррекционно-развивающей работы. Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов сопровождается
специалистами (педагог-психолог, классный руководитель).С обучающимися
проводится просветительская работа (беседы о гигиенических навыках,
о вреде курения, алкоголизма, наркомании, о профилактике инфекционных
болезней и т.д., по профилактике несчастных случаев). В школе реализуется
программа «Здоровье».
Информация о доступе к приспособленным информационным
системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационная база
школы оснащена:
·
электронной почтой;
·
локальной сетью;
·
выходом в Internet ;
·
сайт школы
·
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети
Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть
интернет в школе действует система контент – фильтрации SkyDNS. Доступ к
запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся школы
закрыт. На официальном сайте школы функционирует версия "для
слабовидящих". В образовательном учреждении внедрена и функционирует
автоматизированная информационная система "Дневник.ру". Доступ в
кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже
здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по
типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п средства.
Информация об электронных
образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется
доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет Обучающимся
предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не
противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое
отношения к образовательному процессу.
Федеральные документы
30.08.2023
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10.07.2015 №26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- ПРИКАЗ №1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- ПРИКАЗ №1598 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по адаптированной основной общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Приказ № 1022 от 24 ноября 2022 года. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ № 1023 от 24 ноября 2022 года. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ № 1025 от 24 ноября 2022 года. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
- Конвенция о правах инвалидов
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Приказ Минтруда России № 528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для детей с ОВЗ
Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения
- www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
- www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
- http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
- http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.
Нарушение слуха
- https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
- http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
- https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
- http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.
Задержка психического развития (ЗПР)
- http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
2.https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
- http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
- https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.
Нарушение интеллектуального развития
- http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
- http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Тяжелые нарушения речи
- https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
- http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
- https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1 http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
- http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
- http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
- http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
- https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
1.https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
- https://uchi.ru/teachers/stats/main — отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
- https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
- https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
- http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
- https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
- https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.