Инклюзивное образование

1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

2.Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

3.Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

4Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с федеральным законом - от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

5. Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования.

На начало 2024-2025 учебного года насчитывается 4 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 3 детей –инвалидов. С задержкой психического развития- 2 человек , с умственной отсталостью -2 человека.

 

Общая информация

·                     Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по всем учебным предметам, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд систематически обновляется и пополняется учебной, справочной литературой. Обучающиеся обеспечены не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому учебному предмету. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы.

·                     Создаваемая медиатека содержит учебно-методические пособия, видеофильмы, видеокассеты, аудиодиски.

·                     Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.

·                     Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети – инвалиды, обучающиеся по очной форме обучения обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (завтрак, обед).

·                      Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 6 дней – с понедельника по субботу включительно. Дети обеспечены двухразовым горячим питанием. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды, оснащенные санитарно-гигиеническими средствами. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.

·                     Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет,  оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с приказом МЗ РФ от 5.11.2013 г. №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательной организации»

·                     В соответствии с рекомендациями ПМПК в школе организовано психолого-педагогическое сопровождение специалистами (педагог-психолог, классный руководитель)

Питьевой режим

·                     Питьевой режим организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств  для выдачи воды, в отдельных случаях может быть с использованием кипяченой питьевой воды, в соответствии с требованиями п. 8.4.5. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

·                     Питьевой режим обеспечивается в течение всего времени пребывания детей в школе. При организации питьевого режима соблюдаются правила и нормативы, установленные СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

·                     Свободный доступ к питьевой воде обеспечивается в течение всего времени пребывания обучающихся в школе.

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

·                     Специально оборудованных учебных кабинет, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

·                     Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется. Планируется оборудовать по мере финансирования.

Информация о библиотеке, объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, специальных условиях питания и специальных условиях охраны здоровья.

 

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями,   учебной и методической литературой по всем учебным предметам.  Фонд систематически обновляется. Обучающиеся обеспечены не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому учебному предмету. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы. Создана медиатека, которая  содержит учебно-методические пособия, видеофильмы, видеокассеты, аудиодиски 

Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.

 

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов

 Дети с ОВЗ и инвалиды, которым требуются специальные (учебники) обеспечены печатными  учебниками для обучающихся с ОВЗ.

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

С целью организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ разработаны Адаптированные образовательные программы, включающие учебный план, организована коррекционно-развивающая деятельность (занятия с педагогом-психологом, занятия с учителем-логопедом, занятия с учителем-дефектологом, координационная деятельность социального педагога) и внеурочная деятельность.

Образовательная деятельность в школе обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется как совместно с другими обучающимися, так и по индивидуальным программам, на дому. Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды, и дети с ОВЗ при необходимости возможно применение мультимедийных и других средств повышения уровня восприятия учебной.

Среди специальных условий организации образовательной деятельности педагогами на  урочных, внеурочных и коррекционно-развивающих занятиях используются  различные  приемы повышения  мотивации: создание ситуации успеха,  благоприятный климат на уроке, опора на эмоциональное восприятие, оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических), синхронизация темпа урока с возможностями ученика, точность и краткость инструкции по выполнению задания,  поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,  постоянное управление вниманием.  Детям  предоставляется  возможность участия во всех школьных мероприятиях, направленных на духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, физическое воспитание и формирование культуры Хочу такой сайт

Воспитательная работа с инвалидами и обучающимися с ОВЗ также осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех школьных мероприятиях, направленных на духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, физическое воспитание и формирование культуры здоровья и безопасного поведения. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалиста (педагога-психолога).

 

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входная площадка имеет навес, звонок при входе, наружный пандус. В школе перед входом в здание, также при входе в здание и на лестничных маршах внутри зданий обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом), на прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) размещены предупредительные знаки в форме желтого круга. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 

Наличие  специальных условий охраны здоровья обучающихся и инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется лицензированный медицинский кабинет. Кабинет оснащен необходимым оборудованием для осуществления медицинской деятельности. Школьная психологическая служба имеет   кабинет для коррекционно-развивающей работы.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ  и детей- инвалидов   сопровождается специалистами (педагог-психолог, классный руководитель).С обучающимися  проводится просветительская работа (беседы о гигиенических навыках,  о вреде курения, алкоголизма, наркомании, о профилактике инфекционных болезней и т.д., по профилактике несчастных случаев). В школе реализуется программа «Здоровье».

 

Информация о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информационная база школы оснащена:

·                     электронной почтой;

·                     локальной сетью;

·                     выходом в Internet ;

·                     сайт школы

·                     Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент – фильтрации SkyDNS. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся школы закрыт. На официальном сайте школы функционирует версия "для слабовидящих". В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система "Дневник.ру". Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п средства.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Положение о порядке обучения по индивидуальному плану.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об адаптированной образовательной программе основного общего образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с ЗПР.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации для родителей по выбору и использованию ресурса доп. образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.pdf (скачать) (посмотреть)

Федеральные документы

30.08.2023

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для детей с ОВЗ

Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.

Нарушение зрения 

  1. www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
  2. www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
  3. http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
  4. http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.

Нарушение слуха

  1. https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
  2. http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
  3. https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
  4. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.

Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители. 

Задержка психического развития (ЗПР) 

  1. http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.

     2.https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в  первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.

  1. http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
  2. https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.

Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.

Нарушение интеллектуального развития

  1. http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
  2. http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
  3. http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

Тяжелые нарушения речи

  1. https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
  2. http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
  3. https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

     1 http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.

  1. http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
  2. http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.

Расстройство поведения и общения

  1. http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
  2. http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
  3. https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения. 

Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.

      1.https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.

  1. https://uchi.ru/teachers/stats/main — отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
  2. https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
  3. https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
  4. http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
  5. https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
  6. https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».