Рабочие программы по литературе основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета

«Литература» 5 класс

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2023).

 

 Разделы учебного курса: Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Русская литература 18 века. Русская литература 19 века. Русская литература 20 века. Зарубежная литература.

     В результате обучения литературе реализуются следующие учебные цели и задачи: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: Творческие сочинения, контрольные работы, тестирование

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литература» для 6 класса

        Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Полухина, В.П. Журавлёв.; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013). Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 Цели и задачи:

 выделение характерных причинно-следственных связей,

 сравнение и сопоставление,

 умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,

 самостоятельное выполнение различных творческих работ,

 способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

 осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

 составление плана, тезиса, конспекта,

 подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Количество часов - 102

Разделы: Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Произведения русских писателей 18 века. Произведения русских писателей 19 века. Произведения русских писателей 20 века. Зарубежная литература.

 

Формы текущего контроля  и промежуточной аттестации: устный опрос, тестирование, творческие сочинения.

 

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литература» для 7,9  класса

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Литература / 7 класс Литература. Соловьёва Ф.Е., мультимедийное приложение к учебнику Литература 7 кл, сборник "литература в таблицах 5-9 кл

Н. В. Егорова "Поурочные разработки по литературе 9 класс"; Москва "Вако", 2022.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Литература. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала
http://litera.edu.ru
Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»
http://lit.1september.ru
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
http://lit.rusolymp.ru
Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru
Методико-литературный сайт «Урок литературы»
http://mlis.fobr.ru
Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
http://lib.prosv.ru
Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www.klassika.ru
Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»
http://www.vehi.net
Библиотека художественной литературы E-kniga.ru
http://www.e-kniga.ru
Журнальный зал в Русском Журнале: Электронная библиотека современных литературных журналов http://magazines.russ.ru
Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека
http://www.livepoetry.ru
http://center.fio.ru; http://www.klassika.ru

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

 

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»

 8 класс

     Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образовани

     Рабочая программа курса литературы 8 класса рассчитана на 68 часов (2  часа в неделю, 35 учебных недель).

         УМК:Хочу такой сайт

         Программа общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. : Просвещение,2010

         Учебник под ред. Коровиной В.Я. «Литература. 8 класс. Учебник в 2ч. – М.,Просвещение,2010г. Учебник создан с учетом современных требований к знаниям и умениям ученика, формирует научно-лингвистическое мировоззрение, развивают коммуникативные умения учащихся.

         Н.Е.Кутейникова «Уроки литературы в 8 классе. Кн. Для учителя». – М.: Просвещение, 2009.

         Фонохрестоматия к учебнику «Литература.8 класс»- М.: Просвещение, 2018.

Цель и задачи изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.

Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно

организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов:

всего - 68 часов; в неделю - 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2013.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013.

Разделы:

1. Введение.

2. Устное народное творчество.

3. Древнерусская литература.

4.  Русская литература 18 века.

5.  Русской литературы 19 века.

6.  Русской литературы 20 века.

7. Зарубежная литература.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:  творческие работы, устный опрос, презентации.

Место предмета «Литература» в учебном плане МКОУ СОШ им.А.О.Шомахова с.п.Тамбовское

Федеральный базисный учебный  план предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе на базисном уровне 68 часов.

Рабочая программа курса литературы 8 класса рассчитана на 68 часов (2  часа в неделю, 35 учебных недель).

         УМК:

·                    Программа общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. : Просвещение,2015

·                    Учебник под ред. Коровиной В.Я. «Литература. 7 класс. Учебник в 2ч. – М.,Просвещение,2010г. Учебник создан с учетом современных требований к знаниям и умениям ученика, формирует научно-лингвистическое мировоззрение, развивают коммуникативные умения учащихся.

·                    Н.Е.Кутейникова «Уроки литературы в 7 классе. Кн. Для учителя». – М.: Просвещение, 2012г.

·                    Фонохрестоматия к учебнику «Литература.7 класс»- М.: Просвещение, 2009.

       Срок реализации рабочей учебной программы: 2023– 2024 учебный год.

 

Технологии, применяемые на уроке:

·                     проблемное обучение;

·                     информационно-коммуникационные технологии;

·                     здоровьесберегающие технологии;

·                     проектное обучение.

·                     технология встречных усилий

Формы и методы обучения

·                    деловые игры;

·                    дискуссии;

·                    исследовательская деятельность;

·                    творческая работа;

·                    презентации к творчеству писателей и поэтов;

·                    сообщения на заданную тему.

Интерактивные методы:

·                     индивидуальные, групповые, фронтальные.

Виды контроля:

Сочинения, комплексные контрольные работы, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода прозаического произведения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть, характеристика литературного героя, презентаций,  инсценирование.

Рабочая программа учебного предмета Литература 5,8 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022366 Директор/Заведующий Шомахов Ренат Аликович Дата подписания документа 23.09.2023 18:57:35 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа учебного предмета Литература 6 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022366 Директор/Заведующий Шомахов Ренат Аликович Дата подписания документа 23.09.2023 18:57:40 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа учебного предмета Литература 7,9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022366 Директор/Заведующий Шомахов Ренат Аликович Дата подписания документа 23.09.2023 18:57:45 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».