Рабочие программы по литературе основного общего образования на 2023-2024 учебный год
Аннотация к
рабочей программе учебного предмета
«Литература» 5
класс
Программа составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по
литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И.
Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2023).
Разделы учебного курса: Введение. Устное
народное творчество. Древнерусская литература. Русская литература 18 века.
Русская литература 19 века. Русская литература 20 века. Зарубежная литература.
В результате обучения литературе
реализуются следующие учебные цели и задачи: воспитание духовно
развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и
анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях
конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
Формы текущего контроля и промежуточной
аттестации: Творческие сочинения, контрольные работы, тестирование
Аннотация к рабочей программе по учебному
предмету «Литература» для 6 класса
Программа
составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы
В. Я. Коровина, В. П. Полухина, В.П. Журавлёв.; под ред. В. Я. Коровиной. – М.:
Просвещение, 2013). Программа допущена Министерством образования и науки
Российской Федерации
Цели и задачи:
выделение характерных
причинно-следственных связей,
сравнение и сопоставление,
умение различать понятия:
факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
самостоятельное выполнение различных творческих работ,
способность устно и письменно
передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое
и др.),
владение монологической и
диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
составление плана, тезиса,
конспекта,
подбор аргументов,
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов
своей деятельности
использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы
своих интересов и возможностей.
Количество
часов - 102
Разделы: Введение. Устное народное творчество.
Древнерусская литература. Произведения русских писателей 18 века. Произведения
русских писателей 19 века. Произведения русских писателей 20 века. Зарубежная
литература.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: устный опрос,
тестирование, творческие сочинения.
Аннотация к рабочей программе по учебному
предмету «Литература» для 7,9 класса
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных
устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной
культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на
основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с
обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании
уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной
культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию
национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных
традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с
гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и
развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению
позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе
участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной
культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены
на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в
том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для
понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями
других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать
авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать
тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать
представления о специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации
с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,
направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том
числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая
свою.
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю,
в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной
школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература / 7 класс
Литература. Соловьёва Ф.Е., мультимедийное приложение к учебнику Литература 7 кл,
сборник "литература в таблицах 5-9 кл
Н. В. Егорова
"Поурочные разработки по литературе 9 класс"; Москва
"Вако", 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Литература. Коллекция
«Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного
портала
http://litera.edu.ru
Сайт «Я иду на урок
литературы» и электронная версия газеты «Литература»
http://lit.1september.ru
Всероссийская олимпиада
школьников по литературе
http://lit.rusolymp.ru
Методика преподавания
литературы
http://metlit.nm.ru
Методико-литературный
сайт «Урок литературы»
http://mlis.fobr.ru
Школьная библиотека:
произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
http://lib.prosv.ru
Библиотека русской
литературы «Классика.ру»
http://www.klassika.ru
Библиотека русской
религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»
http://www.vehi.net
Библиотека
художественной литературы E-kniga.ru
http://www.e-kniga.ru
Журнальный зал в Русском
Журнале: Электронная библиотека современных литературных журналов
http://magazines.russ.ru
Звучащая поэзия:
поэтическая аудиобиблиотека
http://www.livepoetry.ru
http://center.fio.ru;
http://www.klassika.ru
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
Аннотация к
рабочей программе учебного предмета «Литература»
8 класс
Настоящая программа по литературе для 8
класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
«Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами
образовани
Рабочая
программа курса литературы 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Программа общеобразовательных учреждений Литература под
редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. : Просвещение,2010
Учебник под ред. Коровиной В.Я. «Литература. 8 класс.
Учебник в 2ч. – М.,Просвещение,2010г. Учебник создан с учетом современных
требований к знаниям и умениям ученика, формирует научно-лингвистическое
мировоззрение, развивают коммуникативные умения учащихся.
Н.Е.Кутейникова «Уроки литературы в 8 классе. Кн. Для
учителя». – М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература.8 класс»- М.:
Просвещение, 2018.
Цель и задачи изучения
литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение
и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями
о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания
включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения,
повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в
художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на
всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в
книге.
Понимать прочитанное как можно
глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление
зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и
подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения.
Программа выстроена с учётом
специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе,
способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в
соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные
высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут
более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения
познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать
различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет,
словари.
С точки зрения развития умений
и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности
учащихся самостоятельно
организовывать свою учебную
деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины
возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения
литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет
уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений
зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. В
программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная
работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,
доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания
наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов:
всего - 68 часов; в неделю - 2
часа
Планирование составлено на основе
программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.
Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2013.
Учебник: Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х
частях. М. Просвещение 2013.
Разделы:
1. Введение.
2. Устное народное творчество.
3. Древнерусская литература.
4. Русская литература 18 века.
5. Русской литературы 19 века.
6. Русской литературы 20 века.
7. Зарубежная литература.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: творческие работы, устный опрос, презентации.
Место предмета
«Литература» в учебном плане МКОУ СОШ им.А.О.Шомахова с.п.Тамбовское
Федеральный
базисный учебный план предусматривает
обязательное изучение литературы в 8 классе на базисном уровне 68 часов.
Рабочая программа курса литературы
8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа
в неделю, 35 учебных недель).
УМК:
·
Программа общеобразовательных
учреждений Литература под редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. :
Просвещение,2015
·
Учебник под ред. Коровиной В.Я.
«Литература. 7 класс. Учебник в 2ч. – М.,Просвещение,2010г. Учебник создан с учетом
современных требований к знаниям и умениям ученика, формирует
научно-лингвистическое мировоззрение, развивают коммуникативные умения
учащихся.
·
Н.Е.Кутейникова
«Уроки литературы в 7 классе. Кн. Для учителя». – М.: Просвещение, 2012г.
·
Фонохрестоматия
к учебнику «Литература.7 класс»- М.: Просвещение, 2009.
Срок реализации рабочей учебной программы: 2023– 2024
учебный год.
Технологии, применяемые на уроке:
·
проблемное
обучение;
·
информационно-коммуникационные
технологии;
·
здоровьесберегающие
технологии;
·
проектное
обучение.
·
технология
встречных усилий
Формы и методы обучения
·
деловые
игры;
·
дискуссии;
·
исследовательская
деятельность;
·
творческая
работа;
·
презентации
к творчеству писателей и поэтов;
·
сообщения
на заданную тему.
Интерактивные
методы:
·
индивидуальные,
групповые, фронтальные.
Виды контроля:
Сочинения, комплексные контрольные работы, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода прозаического произведения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть, характеристика литературного героя, презентаций, инсценирование.