Рабочие программы по географии основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс

Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов основного общего образования (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Примерной

программой по географии для 5-9 классов линии учебно-методических

комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,

межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в

соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом

Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей :

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  познание на конкретных примерах многообразия современного

географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира ;

  понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и

рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих

безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о

сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  понимание закономерностей размещения населения и территориальной


организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и

экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  глубокое и всестороннее изучение географии России ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  формирование опыта творческой деятельности по реализации

познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты,

компьютерные программы, презентации) ;

  выработка  у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

   

Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах :

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает

использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:

География.5-6 классы: учеб. для образоват. организаций. А.И. Алексеев и др.- М.:Просвещение , 2020

География 7класс :учеб. для общеобразат. организацй .А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение , 2020

География 8 класс : учеб.для общеобразоват.организаций. А.И. Алексеев и др. – М.:Просвещение , 2021

География. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций .А.И.Алексеев , В.В.Николина, Е.К.Липкина.-М.: Просвещение ,2022


Место учебного предмета «География» в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на этапе основного общего образования в объѐме 272

часа. На изучение курса «география» согласно учебному плану МБОУ Больше-Рыбушкинской СОШ имени А.С.Садекова выделено:

в 5 классе 34часа (1 час в неделю), в 6 классе -34 часа (1 час в неделю),

в 7- 68 часов (2 часа в неделю),

в 8 классе 68часов (2 часа в неделю); в 9 классе        68 часов ( 2 часа в неделю)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной

личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) ;

  осознание целостности природы , населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;

  осознание единства географического пространства России как единой

среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-   гармонично развитые социальные чувства и качества:

  умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;


  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории с собственными интересами и возможностями .

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

-   способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

умения управлять своей познавательной деятельностью;

-   умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  выдвигать версии решения проблемы , осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,

использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, компьютер);

  планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства  том числе и Интернет);


  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы

действий.

  в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха ;

  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина,  самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,

Познавательные УУД

-   формирование и развитие посредством географического знания

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихсяХочу такой сайт

-   умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий ;

  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии ;

Коммуникативные УУД:

  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах являются следующие умения:


5  класс

  осознание роли географии в познании окружающего мира:

-   объяснять роль различных источников географической информации

  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

-   объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

-   формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;Хочу такой сайт

-   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  использование географических умений:

-   находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

-   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристики компонентов природы

6  класс

  осознание роли географии в познании окружающего мира:

-   объяснять роль различных источников географической информации.

  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;

-   объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

-   объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

-   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-   определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

-   различать типы земной коры;

выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

-   выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

-   выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  использование географических умений : - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания

различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

-   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  использование карт как моделей:


-   определять на карте местоположение географических объектов.

7  класс

  осознание роли географии в познании окружающего мира:

-   объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

-   составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

-   выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

-   объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

-   определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

-   устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

-   выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях

  использование географических умений:

-   анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

-   находить и анализировать в различных источниках информацию,

необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  использование карт как моделей:

-   различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

-   выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  понимание смысла собственной действительности: 8 класс

  осознание роли географии в познании окружающего мира:

-   объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

-   объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного развития

-   пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

-   определять по картам местоположение географических объектов.


  понимание смысла собственной действительности:

-   формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;

-   выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

  осознание роли географии в познании окружающего мира :

-   объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

-   объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

-   аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

-   объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

-   определять причины и следствия геоэкологических проблем ;

-   приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

-   оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

использование географических умений:

-   прогнозировать особенности развития географических систем;

-   прогнозировать изменения в географии деятельности;

-   составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  использование карт как моделей:

-   пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

-   определять по картам местоположение географических объектов.

  понимание смысла собственной действительности:

-   формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;

-   выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур , национальным проектам и государственной региональной политике


Основные методы и формы организации процесса обучения

При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения , практические работы .

Основными формами контроля при реализации учебной программы являются : входной контроль вначале и в конце четверти ,текущий – в

форме устного , фронтального опроса ,итоговые практические работы , тесты .

Рабочая программа учебного предмета География 5-9 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022366 Директор/Заведующий Шомахов Ренат Аликович Дата подписания документа 09.09.2023 21:33:13 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».