Рабочая программа учебного предмета Родной кабардино-черкесский язык 4 Б класс

2

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Кабардинский язык является родным языком и основой духовной
культуры кабардинского народа в Кабардино -Балкарской Республике. В
1995 году кабардинский язык был принят в качестве государственного в
Кабардино-Балкарской Республике (наряду с балкарским и русским).Родной
язык связывает поколения, обеспечивает

обновление национальной

культуры.
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной
программы

учебного

предмета

«Литературное

чтение

на

родном

(кабардинском)языке»для1–4 классов начального общего образования(далее–
Программа)составляют следующие документы:
 Конституция Российской Федерации(ст.26);
 Федеральный законот29декабря2012г.№273-ФЗ«Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 3 августа 2018г.№317-ФЗ«О внесениии
зменений в статьи 11и14Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1ФЗ «О
языках народов Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
 Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерацииот31декабря2015г.№1576«О внесении изменений в федеральный
государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования»;
 Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1сентября
1997г.№28-РЗ;
 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января1995г.№14

РЗ«О языках народов Кабардино-Балкарской Республики»;
 Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики
«Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» от 17 сентября
2013 г.№249-ПП.
Программа разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования, на основе требований (далее–ФГОСНОО) к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметными
предметным результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по литературному чтению на родном языке,
а также

определяет содержание учебного предмета по годам обучения,

основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на
родном (кабардинском) языке».
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного
предмета «Литературное чтение на родном (кабардинском) языке» в рамках
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке».Содержание учебного предмета направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении культурного наследия своего народа
как средства познания национальной культуры и самореализациивней.
В

содержании

курса

предусматривается

расширение

сведений,

имеющих отношение к вопросам истории и культуры народа. Программа
отражает

социокультурный

контекст

существования

национальной

литературы, в частности те аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную

культурно-историческую

литературы.

5

обусловленность

родной

Связь литературного чтения с другими предметами является важным
фактором развития современного процесса обучения и познавательной
деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее
влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных и
развивающих функций учебного процесса. Включенность литературного
чтения на родном (кабардинском) языке в общую систему обеспечивается
содержательными связями с учебными предметами «Родной (кабардинский)
язык»,«Окружающий мир»,«ИЗО».
Цель

изучения

учебного

предмета

«Литературное

чтение

на

родном(кабардинском)языке»–формирование читательской компетентности
обучающегося, предполагающей владение техникой чтения на кабардинском
языке,

приемами

понимания

прочитанного

и

прослушанного

художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их
выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание
школьником значимости чтения и формирование духовной потребности в
нем.
Задачи изучения учебного предмета:
–

Сформировать читательскую и коммуникативную компетентность;

–

усовершенствовать основные виды речевой деятельности на родном

языке (аудирование, чтение, говорение, письмо);
–

сформировать читательский кругозор, развить интерес к чтению и

книге;
–

развить познавательные и творческие виды деятельности на основе

работы с художественными текстами на кабардинском языке;
–

приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской

деятельности, в реализации простейших умений работы с разными типами
текстов кабардинской литературы;
–

обогатить нравственный опыт младших школьников средствами

кабардинской художественной литературы и фольклора, содержание которых
соответствует ментальности адыгского народа;
6

–

сформировать

эстетический

и

художественный

вкус,

эмоциональную отзывчивость, представления о добре, дружбе, правде
и ответственности;
–

сформировать

в

процессе

овладения

этнорегиональным

и

культурологическим материалом чувство гордости за свой народ и свою
многонациональную страну;
–

воспитать интерес и уважение к адыгской культуре и культуре

народов многонациональной России;
–

включить обучающихся в процессы познания и преобразования

социальной среды родного края, своего населенного пункта;
–

дать более глубокое понимание словесного искусства.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение народном
(кабардинском) языке» обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что
возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование

и

развитие

коммуникативной,

литературоведческой,

читательскойи культуроведческой компетенций.
Коммуникативная

компетенция

формирует

способность

и

практическую готовность обучающихся к общению в соответствии с
целью,сферойиситуацией; предполагает овладение всеми видами речевой
деятельности на кабардинском языке с соблюдением требований культуры
устной и письменной речи на уровне реальных возможностей обучающихся
младших классов; предусматривает освоение основных продуктивных
способов

чтения

и

формирование

качественного

навыка

чтения,

заключающегося в правильности, беглости, осознанности, выразительности.
Литературоведческая компетенция формирует совокупность знаний
о кабардино-черкесской литературе в виде представлений о произведениях,
авторах, темах и жанрах детской литературы, обеспечивает понимание
художественного значения литературного произведения, способность

7

высказать оценочные суждения о художественном своеобразии произведений
и творчестве писателя.
Читательская компетенция формирует знание кабардинских и
черкесских авторов и их произведений в рамках учебного предмета, жанров
авторских

произведений,

последовательно

передавать

сюжет,

характеризовать героя, разбивать текст на части; предполагает умение
работать с книгой, проявлять читательскую самостоятельность, расширять
свой кругозор.
Культуроведческая компетенция формирует осознание кабардинской
литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее с историей
кабардинцев и черкесов; позволяет уместно использовать правила адыгского
речевого этикета и культуры межнационального общения.
Формирование всех представленных компетенций происходит в
процессе чтения и анализа дидактически отобранных литературных
произведений и является базой для дальнейшей продуктивной учебной
деятельности в старших классах.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардинском)
языке» содержит следующие разделы:
 «Виды речевой и читательской деятельности», в процессе
освоения

которого

формируется

культура

устного

и

письменного

общения(аудирование, чтение, говорение, письмо);
 «Круг

детского

чтения»,

формирующий

способность

мотивированного выбора произведений для чтения, устойчивый интерес
обучающегося

к

самостоятельной

компетентность

в

области

читательской

кабардинской

детской

деятельности,
литературы,

соответствующей возможностям детей младшего школьного возраста;
 «Литературоведческаяпропедевтика»,позволяющаяосвоитькругэл
ементарныхлитературоведческихпонятий,обеспечивающихпервоначальное
ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности
языка;
8

 «Творческая

деятельность

обучающихся»

на

основе

литературных произведений – система читательской и речевой деятельности,
обеспечивающая

переносполученных

обучающимися

знаний

в

самостоятельную продуктивную художественную творческую деятельность,
включая индивидуальную интерпретацию текста.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 153
часа(по51часуво 2,3и4классах).
Изучение

литературного

чтения

народном(кабардинском)языке

начинается во 2 классе и продолжается в 3–4 классах, где выделяется 1 час в
неделю в I полугодии и 2 часа в неделю во II полугодии при 34 учебных
неделях.
Образовательные организации вправе увеличить количество часов,
отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение на
родном(кабардинском)языке»,за счет часов части плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
СодержаниеПрограммынаправленонадостижениерезультатовосвоенияо
сновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиявчаститре
бований,заданныхФГОСНООкпредметнойобласти«Родной

язык

и

литературное чтениенародномязыке».
Личностныерезультаты
Учебныйпредмет«Литературноечтениенародном(кабардинском)языке»
способствуетформированиюуобучающихсяэтническогоинациональногосамос
ознания,культурымежнациональногообщения.
Врезультатеосвоенияучебногопредмета«Литературноечтениена
9

родном(кабардинском)языке»уобучающихсябудутсформированы:
 осознание единства и разнообразия природы, народов, культур
ирелигий;
 осознаниесвоейэтническойидентичностииодновременнопринятие
себякакгражданина многонационального государства;
 знания

о

родной

культуре,

уважительное

отношение

к

культурамнародовРоссии;
 осознание

основных

морально-нравственных

норм

своего

народа,умение соотносить их с морально-нравственными нормами других
народовРоссии;
 уважительноеотношениекиномумнению,историиикультуредругихна
родов;
 уважительноеотношениексемейнымценностям,проявлениедоброжел
ательности,пониманияисопереживаниячувствамдругихлюдей.
Выпускникполучитвозможностьдляформирования:
–

пониманиязначимостилитературногочтениявформированиисобств

енной культуры и мировосприятия;
–

готовности и способности к саморазвитию и к творческому

трудучерезосвоениеродной литературыкак частиродной культуры;
–

осознанныхустойчивыхнравственно-

эстетическихчувств,бережного

отношения

к

природе,

к

народного

объектам
достояния

черезосвоениеадыгскогодетскогофольклораипроизведенийкабардиночеркесскихдетскихпоэтов иписателей.
Метапредметныерезультаты
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Выпускникнаучится:
 приниматьисохранятьучебнуюзадачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
10

новомучебномматериалевсотрудничествесучителем;

11

 планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачейиусло
виями еереализации,втомчислевовнутреннемплане;
 учитывать установленные правила в планировании и
контролеспособарешения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результатудеятельности;
 оцениватьправильностьвыполнениядействия;
 адекватно

воспринимать

предложения

и

оценку

учителей,одноклассников,родителейи другихлюдей;
 различатьспособирезультатдействия;
 вносить необходимые коррективы в действие после завершения
наосновеегооценкииучетахарактерасделанныхошибок,использоватьпредложе
нияиоценкидлясозданиянового,болеесовершенногорезультата.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 всотрудничествесучителемставитьновыеучебныезадачи;
 преобразовывать практическуюзадачувпознавательную;
 проявлятьпознавательнуюинициативувучебномсотрудничестве;
 самостоятельноучитыватьвыделенныеучителемориентирыдейств
ия в новом учебномматериале;
 осуществлятьконтрольпоспособудействияирезультату;
 оцениватьправильностьвыполнениядействияивноситьнеобходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и вконцедействия.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Выпускникнаучится:
 осуществлятьпоискификсациюнеобходимойинформациидлявыполн
енияучебныхзаданийсиспользованиемучебнойлитературы,энциклопедий,слов
арей,справочников(включаяэлектронные,цифровые),в

12

открытом

информационном

пространстве,

в

контролируемом

пространствесети Интернет;
 свободноработатьстекстом:уметьвыделятьинформацию,заданную
аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметьбыстро
менятьаспект рассмотрения;
 соотноситьфактысобщейидеейтекста;устанавливатьпростыесвязи,
не

показанные

в

тексте

напрямую;

формулировать

несложные

выводы,основываясьна текст;находитьаргументы,подтверждающие выводы;
 оценивать

содержание,

языковые

особенности

и

структуру

текста;определятьместо и рольиллюстративного рядавтексте;
 обобщатьбазовыепредметныеимежпредметныепонятия,соотносить
их

с

аналогичными

понятиями

в

курсе

литературного

чтения

нарусскомязыке.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 осуществлятьрасширенныйпоискинформациипороднойкабардиночеркесскойлитературекакчастиобщечеловеческойинациональной культуры с
привлечением электронных ресурсов библиотек исетиИнтернет;
 применятьлогическиедействиясравнения,анализа,синтеза,обобщени
я,классификациипородовидовымпризнакам,установленияаналогийипричинноследственныхсвязей,построениярассуждений,отнесения
кизвестнымпонятиям;
 осознанноипроизвольностроитьсообщениявустнойиписьменнойфор
менародном(кабардинском)языке,владетьобщимиприемами
решенияпознавательныхзадач.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
Выпускникнаучится:
 работать

в

группе,создаваяпроекты,сценарии

накабардинскомлитературномязыке,инсценируяпроизведения;

13

 приниматьучастиевучебномдиалогеприобсуждениипрочитанногоил
ипрослушанноготекстанакабардинскомязыке,строитьмонологическоевысказы
вание(втомчислесопровождаяегоаудиовизуальнойподдержкой);
 адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениедругихучастн
иковвходесовместнойдеятельностииобщениясучетомнормадыгскогоэтикета;
 проявлятьтолерантностькпредставителяминойэтническойкультуры.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 разнымформамучебнойкооперации(работавдвоем,вмалойгруппе,вбо
льшойгруппе)иразнымсоциальнымролям(ведущегоиисполнителя)врамкахкомм
уникации как сотрудничества;
 учитывать

разные

мненияи

интересы

при

обсуждении

учебныхситуаций и обосновыватьсобственнуюпозицию;
 пониматьотносительностьмненийиподходовкрешениюпроблемы;
 аргументировать

свою

позицию

и

координировать

ее

с

позициямипартнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместнойдеятельности;
 адекватноиспользоватьречевыесредствадляэффективногорешения
разнообразных

коммуникативных

задач,

планирования

и

регуляциисвоейдеятельности.
Предметныерезультаты
Раздел«Видыречевойичитательскойдеятельности»
Выпускникнаучится:
 слушатьустнуюречь,выделятьизнеенужнуюинформацию;правильно
отвечатьназаданныевопросы;

14

 участвовать

в

диалогах,

отвечать

на

вопросы,

соблюдать

культуруслушания,придерживатьсяправил речевого этикета;
 в

устной

или

письменной

форме

кратко

и

подробно

пересказыватьуслышанное/ прочитанноепроизведениеили отрывок;
 читатьвслухипросебя,владетьумениямиознакомительного,выборочн
ого,поисковогоиизучающегочтения;
 представлятьсодержаниеосновныхлитературныхпроизведений,изуч
енных вклассе,указыватьихавторов и названия;
 определять тему и главную мысль произведения, делить текст
насмысловые части, составлять план текста и использовать его для
пересказа,характеризоватьгероевпроизведений,выявлятьавторскоеотношение
кгерою;
 читатьнаизусть(повыбору)до9–10стихотворенийилиотрывкииз
них;
 аргументированно,

с

опорой

на

текст,

высказываться

о

литературномпроизведенииилигерое;
 использоватьязыковыесредствавыразительностивсобственноммонол
огическомвысказывании(синонимы,антонимы,сравнения, эпитеты)
 ориентироватьсявкнигепоееэлементам(автор,название,титульныйли
ст,оглавление,аннотация,иллюстрации);
 осуществлять самостоятельный выбор книг в библиотеке с
цельюрешенияразныхзадач(чтениесогласнорекомендованномусписку,подгот
овкаустного сообщениянаопределеннуютему);
 самостоятельно

работать

с

различными

источниками

информации(включаясловари и справочникиразного направления);
 владеть

разными

видами

рассказывания:

повествование

(рассказ),описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя,
диалоггероев),следуяправиламихпостроения;

15

 сопоставлятьтекстыкабардинскойлитературысрусскойлитературой;



восприниматьтекстнародномязыкенетолькосопоройнасодержащуюс

я в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительныесредстватекста.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
–

осмысливатьэстетическиеинравственныеценностипрочитанного

или

прослушанного

художественного

текста,

высказыватьсобственноесуждениеопроизведении,доказыватьиподтвержда
тьегофактами иссылкамина текст;
–

устанавливать

ассоциации

с

жизненным

опытом,

с

впечатлениямиотвосприятиядругихвидовискусства;
–

составлятьпоаналогииустныерассказы(повествование,рассуждени

е,описание).
Раздел«Литературоведческаяпропедевтика»:
Выпускникнаучится:
 отличатьнародныепроизведенияотавторских,характеризоватьнаправ
ление развития

художественной

культуры

от

народного

творчества

кавторскимформам;
 отличатьнапрактическомуровнепрозаическийтекстотстихотворного,
приводитьпримерыпрозаических истихотворныхтекстов;
 давать

расширенную

характеристику

герою

произведения

(портрет,речь,поступки,мысли,отношениеавторак герою);
 различать

художественные

произведения

разных

жанров

(рассказ,сказка,загадка,пословица);
 находитьсредствахудожественнойвыразительности(синонимы,анто
нимы,сравнения,эпитеты, метафоры,олицетворения,гиперболы).
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:

16

–

восприниматьхудожественнуюлитературукаквидискусства,привод

итьпримерыпроявленияхудожественноговымыславпроизведениях;
–

сравнивать,сопоставлять,делатьэлементарныйанализразличныхте

кстов,используярядлитературоведческихпонятий(фольклорнаяиавторскаяли
тература,структуратекста, герой, автор);
–

употреблятьсредствахудожественнойвыразительности(метафор

а, олицетворение, сравнение, эпитет и др.) в собственной речевойпрактике;
–

определятьпозицииавтораигероевхудожественноготекста.

Раздел«Творческаядеятельностьобучающихся»
Выпускникнаучится:
 интерпретировать тексты литературных произведений в
своейтворческойдеятельности(декламация,инсценирование,
драматизация);
 осуществлятьустноесловесноерисование;
 создаватьсобственныетекстысказок,рассказов,стихотворенийпоанал
огии;
 выполнять проектные задания с использованием
различныхисточникови способов переработки информации.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
–

вести

рассказ

(или

повествование)

на

основе

сюжета

известноголитературногопроизведения,дополняяи/илиизменяяегосодержани
е,например,

рассказывать

известноелитературное

произведение

отимениодногоиздействующих лицили неодушевленногопредмета;
–

писатьмини-

сочинениянатемупрочитанноговвидечитательскиханнотацийилиотзывов;
–

создаватьсериииллюстрацийскороткимитекстамипосодержаниюп

рочитанного/ прослушанногопроизведения;
–

создаватьпроектысаудиовизуальнойподдержкойипояснениями;

17

–

работатьвгруппе,создаваясценариииинсценируяпрочитанное/просл

ушанное/созданноесамостоятельнохудожественноепроизведение.
Раздел«Кругдетскогочтения»
Выпускникнаучится:
 осуществлять выбор книги в зависимости от заданной тематики
илипо собственномужеланию;
 вестисписокпрочитанныхкнигсцельюиспользованияеговучебной

и

внеучебной деятельности, в том числе для планирования кругачтения.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 работатьстематическимкаталогом;
 работатьсдетскойпериодикой;
 самостоятельно

писать

отзыв

о

прочитанной

книге

(в

свободнойформе).
Планируемые предметные результаты
4класс
Раздел«Видыречевойичитательскойдеятельности»
Выпускникнаучится:
 разбиватьтекстнасмысловыечастииозаглавливатькаждуючасть;
 устанавливатьпричинно-следственныесвязивтексте;
 воспроизводитьтекст сопоройнаключевыеслова;
 пересказывать

содержание

основных

литературных

произведений,изученных в классе,называтьихавторов;
 обосновыватьсвоевысказываниеолитературномпроизведенииилигер
ое,подтверждатьвысказываниефрагментамиилиотдельнымистрочками
изпроизведения;
 использоватьвречисредствакабардинскогоречевогоэтикета;
 самостоятельновыбиратькнигивбиблиотекесцельюрешенияразныхз
адач(чтениесогласнорекомендованномусписку;подготовкаустного
18

сообщениянаопределеннуютему);
 общатьсявмалыхгруппах,высказыватьоценочныесужденияогерояхп
рочитанныхпроизведенийитактичновосприниматьмненияодноклассников;
 читатьнаизусть8–10стихотворений разныхавторов(повыбору);
 работать

со

словом

(распознавать

прямое

и

переносное

значениесловвтекстепроизведения,определятьслучаимногозначности),целена
правленно пополнятьактивный словарный запас;
 самостоятельноработатьсразнымиисточникамиинформации(включа
ясловари и справочники разного направления).
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 самостоятельночитатьнесколькодетскихжурналовипересказыват
ьихосновноесодержание(на уровнерубрик);

19

 составлятьаннотациюнаотдельноепроизведениеинасборникипроиз
ведений.
Раздел«Литературоведческаяпропедевтика»
Выпускникнаучится:
 представлятьнаправлениедвиженияхудожественнойлитературы:отн
ародного творчествак авторскимформам;
 рассказыватькраткоописателях,чьипроизведенияизученыврамкахпр
ограммы;
 отличатьнародныепроизведенияотавторских;
 использовать изученные средства выразительности языка
прихарактеристикегероев/персонажей;
 выделятьвтекстеэпизоды,сопоставлятьих.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 обнаруживать

связь

смысла

стихотворения

с

избранной

поэтомстихотворнойформой(напримереклассическойисовременнойпоэзии);
 пониматьрольтворческойбиографииписателя/поэта/художникавсо
здании художественногопроизведения;
 понимать,чтопроизведения,принадлежащиекразнымвидамискусств
а (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниватьсянетолько
на

основе

ихтематическогосходства,но

и

на

основе

сходстваилиразличиямировосприятияихавторов(выраженныхвпроизведении
мыслей ипереживаний).
Раздел«Творческаядеятельностьобучающихся»
Выпускникнаучится:
 входегрупповойработыинсценироватьотдельныепроизведенияспом
ощьювыразительныхсредств(мимики,жестов,интонации);
 создаватьсобственныеминисочинения,рассказыназаданнуютемуиделитьсяличнымивпечатлениями;
 выполнятьпроектныеработы.
20

Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
 переводитьхудожественныетекстынебольшогообъемаскабардинск
огоязыканарусскийинаоборот, ссохранениемжанраистиля;
 выражатьсвоепониманиесмыслаи
настроения,переданноговхудожественномтексте,накартине/иллюстрации,в
танцеилиисполнении музыкальногопроизведения;
 использоватьприинтерпретациитекстовхудожественныхпроизвед
енийкомпетенции,сформированныенаурокахродногоязыка,музыки,изобразит
ельногоискусства,технологии,а такжево внеурочнойдеятельности.
Примерное количество тематических, творческих, итоговых
контрольных работ и проектов по годам обучения
Вид работ

2класс

3класс

4класс

Творческая работа(мини-сочинение, рассказ)*

2

2

2

Проектная работа
Тематический тест
Годовые стандартизированные контрольные
работы
Всего работ

2
2

2
2

2
2

1

1

1

6

7

7

*Учитель вправе варьировать виды творческих работ в каждом классе.

21

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел«Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование,говорение,чтение,письмовсвоейосновеявляютсяобщимив
идамиречевойдеятельностидлявсехучебныхпредметовфилологической
направленности.

Это

вызывает

установленияпродуктивныхмежпредметных

необходимость
связейпоразвитию

речиобучающихсянаурокахкабардинскогоирусскогоязыковилитературногочт
ениянакабардинскомирусскомязыках.
Аудирование
Восприятиекабардинскойречинаслух(высказываниесобеседника,слуша
ние,

чтение

различных

текстов).

Адекватноепонимание

содержанияпрослушанногоречевоговысказывания,умениеотвечатьнавопросы
посодержанию,определениепоследовательностисобытий,осознаниецелиречев
оговысказывания,умениезадаватьвопросыпопрослушанномуучебному
художественному

произведению.

Развитие

умения

и

наблюдать

завыразительностьюречи,заособенностями авторского стиля.
Говорение
Монологическаяречь,осознанностьмонологическоговысказывания,пони
мание его основной мысли. Составление плана высказывания. Связностьи
логичность

суждения.

Типы

речи:

повествование,

описание,

рассуждение.Передача в рассказе впечатлений из повседневной жизни, от
литературногопроизведения,

изобразительного

искусства.

Отбор

и

использование
языковыхсредстввыразительностивсобственноммонологическомвысказывани
и(синонимы,антонимы,сравнения,эпитетыи др.).
Диалогическаяречь,ееособенности.Участиевдиалоге.Умениевыслушать
и

понять

высказывание

собеседника,

ответить

на

него.

Умениепроявлятьдоброжелательностьксобеседнику.Умениевыслушатьиную
22

точку зрения и аргументировано дать на нее ответ с опорой на текст
илиличный опыт.
Знакомствосособенностямикабардинскогоэтикетанаосновелитературны
х произведений. Использование формул кабардинского речевогоэтикетав
общении.
Чтение
Чтение вслух. Переход от слогового чтения к чтению целыми
словами,постепенноеувеличениескоростиитемпачтения;осознанноечтение.
Соблюдениеорфоэпическихиинтонационныхнормчтения.Чтениепредло
жений

с

интонационным

выделением

знаков

препинания.

Пониманиесмысловыхособенностейразныхповидуитипутекстов,передачаихс
помощьюинтонирования.Развитиепоэтическогослуха.Воспитаниеэстетическо
йотзывчивостинапроизведение.Умениесамостоятельноподготовиться
выразительному

чтению

небольшого

текста

(выбрать

к
тон

итемпчтения,определитьлогическиеударенияи паузы).
Формированиеумениячитатьвслухвпроцессечтенияпоролямичтенияпоц
епочке.Освоение особенностейвыразительногочтения.
Чтениепросебя.Умениесамостоятельночитатьтекстнебольшогообъема.
Осознание смысла доступного по объему и жанру произведения причтении
про

себя.

Определение

вида

чтения

(изучающее,

ознакомительное,просмотровое,выборочное).Умениенаходитьвизучаемомтек
стенеобходимыесведения.
Работа со словом. Умение распознавать прямое и переносное
значениеслов

в

тексте

произведения,

способность

определять

многозначность
слов.Целенаправленноепополнениеактивногословарногозапаса.Работаслингв
истическими словарями.
Письмо
Нормы письменной речи. Умения и навыки определения
23

типасобственного
(описание,

письменного

повествование,

24

высказывания

рассуждение),

а

также

его

темы

и

главной

мысли,

соотнесения

содержаниявысказываниясзаданнойтемой.Использованиеязыковыхсредстввы
разительности

(синонимы,

антонимы,

сравнения,

эпитеты)

в

собственномписьменномвысказываниивформевопросаилиответанавопрос,соч
инения,рассказаназаданнуютему,письменногопланасообщения.Письменноео
формлениеучебного проектного задания.
Раздел«Кругдетскогочтения»
Кругчтенияотклассакклассупостепеннорасширяетчитательскиевозможно
сти детей и их знания об окружающем мире, о сверстниках, об
ихжизни,играх,приключениях,оприродеиееохране,обисториинашейРодины,ок
ультурекабардинскогонарода,помогающиенакоплениюсоциальнонравственногоопытаобучающихся,приобретениюкачеств
«читательской

самостоятельности».

В

круг

чтения

детей

входят

произведенияустногонародноготворчества(считалки,сказки,пословицыипогово
рки,загадки), произведения классиков кабардинской литературы, доступные
длявосприятиямладшихшкольников.
Все

произведения

сгруппированы

по

жанрово-тематическому

принципу.Основныетемыотражаютнаиболееважныеиинтересныедляданногово
зрастастороныжизнииявленияокружающегомира,поэтомувкругдетского
чтения входят произведения о Родине, природе, детях,животных,добреизле.
Приводитсяпримерныйсписоктекстовсуказаниемфамилийписателей
поэтов,

произведения

которых

в

полном

объеме,

и
в

сокращениииливотрывкахпредлагаютсядляознакомленияобучающихся.Приэт
омавторы учебников и пособий, рабочих программ могут включать в курс
иныехудожественные

тексты,

в

частности

те,

которые

отражают

краеведческуюспецифику.Возможнаподборкадоступныхипедагогическиопра
вданныхматериаловизсредствмассовойинформации,втомчислеиздетскихпери
одическихизданий.

25

Ознакомлениеиработасотобраннымитекстаминародномязыкеосуществл
яется

как

на

уроках,

так

и

в

ходе

самостоятельного

внеклассногочтения,атакжевпроцессевнеурочной деятельности.
Внеклассное

чтение

способствует

подготовке

обучающихсяк

самостоятельномучтениюкниг,совершенствованиюнавыковчтения,развитиюу
стойчивогоиосознанногоинтересакпостижениюроднойхудожественнойлитера
туры,накоплениюпредставленийоб
особенностяхпроизведенийитворчествакабардинскихдетскихписателейипоэт
ов,применениювпроцессесамостоятельногочтенияуменийи
навыков,полученныхнаурокахлитературногочтениянародномязыке,развитию
воображения, литературно-творческихспособностейиречиобучающихся.
Организация

внеклассного

чтения

на

кабардинском

языке

предполагаетинтеграциюсвнекласснымчтениемврамкахизучениярусскойлите
ратуры.
Раздел«Литературоведческаяпропедевтика»
Работа

с

текстом

художественного

произведения.

Анализ

заголовка,анализтекста(черезсистемувопросовизаданий),определениеегоэмоц
иональносмысловыхдоминант(главныепереживаниявлирическомстихотворении,проти
воположныепозициигероевиавторскийвыводврассказе,основная

интонация

вколыбельной

песне

ит.д.).Определениеособенностейпостроениятекста,выявлениесредствхудожес
твеннойвыразительности (сравнение, синоним, антоним, эпитет, метафора,
гипербола(на практическом уровне, без употребления термина)). Умение
определитьхарактергероя(черезегословесныйпортрет,анализпоступков,речево
еповедение,

через

авторский

комментарий),

проследить

развитиехарактерагероявовремени,произвестисравнительныйанализповедени
яразныхгероев.Обнаружение(спомощьюучителя)авторскойпозициивпрозаиче
ских

текстах

и

направления
26

авторских

переживаний

в

лирическихтекстах.Умениевыделятьвтекстеразныесюжетныелинии,видетьраз
ные

27

точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи
вразвитии сюжетаи в поведениигероев.
Работастекстамиразныхвидовижанров.Определениепринадлежности
текстакфольклорномумируиликругуавторскихпроизведений.Систематизацияз
нанийобучающихсяомалыхжанрахнародноготворчества,уяснениепонятия«ус
тноенародноетворчество».Пониманиеособенностейтекстасказки,рассказа,сти
хотворенияит.д.Практическое

различение

произведений

разного

жанровогохарактера (безосвоения понятия «жанр»). Практическое освоение
представления

о

сюжете.Освоениепонятий«тема»и«основнаямысль».Представлениеогероепро
изведения,обавторерассказчике.Практическоеразличениевтекстахсредствхудожественнойвырази
тельностииуяснениесмыслаихиспользования.
Пониманиеотличийпрозаическогоипоэтическоготекстов.Умениереконс
труировать

(с

помощью

учителя)

позицию

автора

в

любом

авторскомтексте,атакжепониматьпереживаниягероявлирическомстихотворен
ии.
Раздел«Творческаядеятельностьобучающихся»
Чтение художественного произведения или его фрагментов по
ролям.Умение читать выразительно поэтический и прозаический тексты.
Умениеосознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые
паузы всоответствии с особенностями текста. Умение рассматривать
иллюстрации
вучебнике,сравниватьихсхудожественнымитекстами.Практическоеосвоением
алыхфольклорныхжанров(загадки,считалки,пословицыипоговорки),сочинени
есобственныхтекстовпоаналогии,инсценировкатекстов
выразительных
письменно

средств
(в

виде

(мимики,

жестов,

небольших

с

помощью

интонации).Способность
сочинений)

делиться

личнымивпечатлениями.Устноесочинениекакпродолжениепрочитанногопрои
28

зведения,отдельныхегосюжетныхлиний,короткийрассказпорисункамлибоназа
данную тему.

29

Список произведений для детского чтения

4класс
Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество)
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ
цIыкIу»(«Ласточка»),«МыщэикъуэБатыр»(«Батыр–
сынМедведя»),«ХэтихъупIэ?»(«Чьепастбище?»).
«Бжьыхьэ дыщафэ»(«Золотая осень»)
КардановБ.Рассказ«Пхъэхуейжыгыр»
(«Береза»),МалаеваФ.Рассказ«Тхьэмпэпыхужыгъуэ»(«Поралистопада»).Тхаг
азитовЗ.Стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). Хакунов И. Стихотворение
«Бжьыхьэр

къихьащ»(«Наступила

осень»).Кагермазов

Б.Рассказ

«Iэмал»(«Способ»).
«ЩIымахуэ» («Зима»)
НалоевЗ.Рассказ«ЩIымахуэм»(«Зимой»).ОразаевА.Стихотворение«Щ
Iымахуэ»(«Зима»).ЖуртовБ.Рассказ«Лъэрыжэ»(«Коньки»).КагермазовБ.Стих
отворение«ИлъэсыщIэ»(«Новыйгод»).МалаеваФ.Рассказ«ЩIымахуэпхъэщхь
эмыщхьэхэр»(«Зимниеягоды»).ОзовМ.Рассказ«ДжэгунмипIалъэиIэщ»(«И
уотдыха естьпора»).

30

«Зэныбжьэгъуныгъэ»(«Дружба»)
Налоев З. Рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Бозиев Л. Рассказ
«ТIумтIу хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Кармоков Х. «Ныбжьэгъу
уиIэну
ухуеймэ»(«Еслихочешьиметьдрузей»).ШекихачевХ.Рассказ«Сытджэдумшхае
нэужьзыщIитхьэщIыр?»(«Почему кот умывается после еды?»). Кагермазов
Б.Стихотворение «Щихумижэуап»(«Ответтополя»).
«ДиХэкур»(«НашаРодина»)
Бозиев

Л.

Рассказ

«Хъерлы

зыгъэпIейтейр»

(«Беспокойство

Херлы»).ХаховС.Рассказ«Дэшхуейтхьэмпэ»(«Листьяорешника»).АшижевБ.Р
ассказ «Сыадыгэщ» («Я – черкес»). Ханфенов А. Стихотворение «Сэ
Хэку,уэращсигъащIэр»(«Моя

Родина,ты

моя

жизнь»).ГедгафовБ.Стихотворение«АдэжьщIыналъэ»(«Земля отцов»).
«Гъатхэ»(«Весна»)
ШогенцуковА.Стихотворение«Гъатхэ»(«Весна»).ГубжоковЛ.Стихотво
рение«Гъатхэпэ»(«Март»).ШогенцуковА.Рассказ«Гъатхэтеплъэгъуэхэр»
(«Весенние зарисовки»). Мукожев А. Стихотворение «Анэ»(«Мать»).
«Щремыıэзауэ!»(«Пустьнебудет войны!»)
Шомахов А. Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша
нашелсвою мать»). Бицуев А. Стихотворение «Сурэт» («Фотография»).
Налоев З.Рассказ«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случайвосеннемлесу»).
«ПсэущхьэхэмрэкъэкIыгъэхэмрэ»(«Животныеирастения»)
БалкизовБ.Стихотворение«СиIэщсэжыгцIыкIу»(«Уменяестьдеревце»).
ЖуртБ.Рассказ«Мэзым»(«Влесу»).БаксановаФ.Рассказ
«Письмо»(«Письмо»).КуантовА.Рассказ«ЩыхьхьэщIэ».(«Оленьвгостях»).По
КармоковуХ.Рассказ«Дэтхэнэрнэхълъагэ?»(«Ктовыше?»).
«Сабиигъуэмилъахэ»(«Странадетства»)
КодзоковХ.Рассказ«Блулэ»(«Блула»).КажаровХ.Стихотворение
«Къалэдэс»

(«Горожанин»).

(«Крепкиекорни»).

Гяургиев

Понежев
Х.

Х.

Рассказ
31

Рассказ
«Нэмыс»

«Лъапсэ

быдэ»

(«Пристойность»).

УтижевБ.

32

Стихотворение«КхъыIэ,иIэ»(«Давай-ка»).
«Гъэмахуэ»(«Лето»)
АцкановР.Стихотворение«БжьаIуэм»(«Напасеке»).КунижеваХ.Стихот
ворение

«МэракIуэхьэ» («За ягодами»).

Тхамоков Б. Рассказ

«Гъэмахуэ»(«Лето»).СоновА.Стихотворение«ПшэцIыкIу»(«Облачко»).Скреби
цкийГ. Рассказ«КIыгуугумакъ»(«Зовкукушки»)(пер. МалаевойФ.).
Список произведений, рекомендованных
для внеклассног чтения и заучивания наизусть
4 класс
Внеклассное чтение
Сказка«КъуийцIыкIу иныжьым зэрыхуэлэжьар».(«Как Куйцук на
одноглазого

великана

работал»).ХаупаДж.Стихотворение«Бжьыхьэ(«Осень»).
Стихотворение

«ЩIымахуэ

пщэдджыжь»

Шогенов

С.

(«Зимнее

утро»).АцкановР.Рассказ«ДыгъэцIыкIу»(«Солнышко»).СоновА.Стихотворен
ие «Шагъдий» («Шагди»). Хагундоков Р. Стихотворение
«Лэгъупыкъу»(«Радуга»).Изнартскогоэпоса«Сосрыкъуэ

мафIэр

къызэрихьыжар»(«Как Сосруко вернул нартам огонь»).МалаеваФ.Рассказ
«Гущэ къуапэ»(«Люлька»).
Для заучивания наизусть
ТхагазитовЗ.Стихотворение«Бжьыхьэпэ»(«Начало

осени»).Оразаев

А.Стихотворение«ЩIымахуэ»(«Зима»).КагермазовБ.Стихотворение«Илъэсы
щIэ»(«Новый год»).ГедгафовБ.Стихотворение
«АдэжьщIыналъэ»(«Родина»).ШогенцуковА.Стихотворение«Гъатхэ»(«Весна
»).МукожевА.Стихотворение«Анэ»(«Мама»).БалкизовБ.Стихотворение
«СиIэщ сэ жыг цIыкIу». («Есть у меня деревце»). Кажаров Х.Стихотворение
«Къалэдэс» («Городской»). Ацканов Р. Стихотворение
«БжьаIуэм»(«На пасеке»).
33

4. ТЕМАТИЧЕСКЭ ПЛАН
Класс

4

Разделхэ
р

Сыхьэт
бжыгъэр

Б/З
лэжь

Адыгэ IуэрыIуатэ(Адыгское устное народное
творчество)

6

1

«Бжьыхьэ дыщафэ»(«Золотая осень»)

4

«ЩIымахуэ»(«Зима»)

5

«Зэныбжьэгъуныгъэ»(«Дружба»)

4

«Ди Хэкур»(«Наша Родина»)

5

«Гъатхэ»(«Весна»)

3

«ЩремыIэ зауэ!»(«Пусть не будет войны!»)

3

«Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ»(«Животные и
растения»)

4

«Сабиигъуэм и лъахэ»(«Страна детства»)

4

«Гъэмахуэ»(«Лето»)

3

Всего

41

Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное
творчество)

34

Проект

1

1
1

1

3

2

Сказка«ЛIымрэ жыгымрэ»(«Мужики
дерево»).
Сказка«ПцIащхъуэ цIыкIу»
(«Ласточка»).Сказка «Мыщэ и къуэ Ба
(«Батыр – сын Медведя»).
Сказка«Хэт и хъупIэ?»(«Чье пастбищ
«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляем о
прочитанном»)

«Бжьыхьэ
дыщафэ»(
«Золотая
осень»)

Карданов Б. Рассказ
«Пхъэхуей
жыгыр»(«Береза»).
МалаеваФ.Рассказ
«Тхьэмпэпыхужыгъуэ»
(«Поралистопада»).
ТхагазитовЗ.С
тихотворение
«Бжьыхьэ»(«Осень»).
ХакуновИ.Стихотвор
ение
«Бжьыхьэр
къихьащ»(«Наступил
а
осень»).КагермазовБ.
Рассказ
«Iэмал»(«Способ»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)
.
Дипроектхэр:«Мэз
псэущхьэхэрбжьых
ьэм»,
«Пхъэщхьэмыщхьэ
жыгхэр»
(Нашипроекты:
«Дикиеживотныеос
енью»,
«Фруктовыедеревья»)

6

35

эпизодов,ихсопоставление;ответынавоп
росы по содержанию
произведения;подтверждение
своего
ответапримерамиизте
кста;придумываниесобственных
сюжетов
сказок;сопоставление
фольклорных
иавторских
художественныхпрои
зведенийпопризнакамтематики,лексики,
композицииивыразительных
средств;участиевинсценировке
Созданиеиправильноевыстраиваниеустн
ыхиписьменныхтекстовразныхвидов:по
вествование,описание,рассуждение;
воспроизведение текста сопорой на
ключевые
слова;
нахождениевизучаемыхпроизведенияхэ
лементовповествования,описанияпейза
жа,портрета,интерьера,авторскогорассу
ждения,
комментированиехудо
жественнойролиподобноговключениявт
екст;составлениеизсамостоятельнопроч
итанныхкнигвыставки, коллективное
ихрассматривание,выд
елениекниг,вызвавшихнаибольшийинте
рес;устныйиписьменныйпересказуслыш
анного,
прочитанного;расшире
ннаяхарактеристикагерояпроизведения:
егопортрет,речь,поступки,отношениеавт
оракгерою;передачаличныхвпечатлений
всочинениях
на
заданную
тему;подборматериала
к
проектнойработе;
защитапроектных
работ; выполнение тестовыхзаданий

«ЩIымаху Налоев З.Рассказ
э»(«Зима») «ЩIымахуэм»
(«Зимой).
ОразаевА.Стих
отворение
«ЩIымахуэ»
(«Зима»).ЖуртовБ.Рас
сказ
«Лъэрыжэ»(«Коньки»).
КагермазовБ.Рассказ
«ИлъэсыщIэ»
(«Новыйгод»).
МалаеваФ.Рассказ
«ЩIымахуэпхъэщхьэ
мыщхьэхэр»(«Зимние
ягоды»).
Озов М.Рассказ

6

36

Самостоятельное
воспроизведениесюжета
с
использованиемхудожес
твенно-выразительныхсредствязыка:
последовательноевоспро
изведение
эпизода
сиспользованиемспециф
ическойдляданногопроизведениялексик
иповопросам учителя, пересказ, рассказ
поиллюстрациям;высказываниесвоегоот
ношениякхудожественномупроизведени
ю;
различениелитературног
ожанра:рассказ,авторскаясказка;обоснов
аниевыборалитературных
средств
автором в
зависимостиотзамысла;определениетем
ы,основноймыслипроизведенияпо

«Джэгунми
пIалъэиIэщ»(«И
уотдыхаестьпора»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляемо
прочитанном»)
«Зэныбжьэ
гъуныгъэ»
(«Дружба»
)

НалоевЗ.Рассказ
«Iэпэзадэ»(«Неумел
ый»).БозиевЛ.Расска
з
«ТIум
тIухэплъхьэмэ»(«К
двум прибавитьдва»).
КармоковХ.Рассказ
«Ныбжьэгъу
уиIэнуухуеймэ»
(«Еслихочешьиметьдру
зей»).ШекихачевХ.Расс
каз
«Сытджэдумшха
нэужьзыщIитхьэ
щIыр?»(«Почему
котумываетсяпос
лееды?»).
Кагермазов
Б.Стихотворен
ие
«Щихумижэуап»(
«Ответтополя»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)

5

37

названиюпроизведения;выделениевтекс
теэпизодов,ихсопоставление;выявление
языковых
средствхудожественно
й
выразительности(сино
нимов,антонимов,сравнений,
эпитетов)
Характеристикагерояпроизведениясисп
ользованием
художественновыразительных
средств
данного
текста;нахождение в тексте слов и
выражений,характеризующихгерояисоб
ытия;анализ (с помощью учителя)
поступковперсонажаиегомотивов;сопос
тавлениепоступковгероевпоаналогииил
ипоконтрасту;характеристикагерояпрои
зведения:портрет,характер,выраженные
черезпоступки и речь; выявление
авторскогоотношенияк герою на основе
анализатекста; выделение в тексте
эпизодов,
ихсопоставление;осваиваниеразныхвидо
впересказахудожественноготекста:подр
обный,выборочныйикраткий(передачао
сновныхмыслей)

«Ди
Хэкур»(
«Наша
Родина»)

БозиевЛ.Рассказ
«Хъерлызыгъэ
пIейтейр»(«Бес
покойствоХерл
ы»).
Хахов С. Рассказ
«Дэшхуей
тхьэмпэ»(«Листьяоре
шника»).АшижевБ.Ра
ссказ
«Сыадыгэщ»(«Я–
черкес»).
ХанфеновА.Стихо
творение«СиХэку,у
эращсигъащIэр»
(«МояРодина,тымо
яжизнь»).
Гедгафов
Б.Стихотворение«Адэ
жьщIыналъэ»(«Земля
отцов»).

6

Ответынавопросыпосодержаниюпрослу
шанного
или прочитанноготекста;
составление
собственногомонологического
высказывания;общениевпарах,а
ргументированноевысказывание своей
точки зрения;правильное,
осмысленное,выразительноечте
ниевслух,чтениепро
себя,
понимание
смыслапрочитанного;
составление
планатекста,
установление
причинноследственных
связей
в
тексте;нахождение в
прочитанном
текстенужной
информации; знакомство
скраткойбиографиейписателя;и
спользование
языковых
средстввыразительности
(синонимы,антонимы,
сравнения,
эпитеты)
прихарактеристикегероев/персо
нажей;выделение
в
текстеэпизодов,
сопоставление
их,
выявление

38

Ди проектхэр:
«ДиХэкур»,«Сианэдэлъх
убзэр».(Нашипроекты:
«НашаРодина»,«Мой
роднойязык»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)

эмоциональной окраски; нахождение
втекстеключевыхсловдляописанияпосту
пковгероя

«Гъатхэ»
(«Весна»)

Шогенцуков
А.Стихотворен
ие
«Гъатхэ»
(«Весна»).Губжоко
в Л.Стихотворение
«Гъатхэпэ»
(«Март»).Шогенцуков
А.Рассказ
«Гъатхэтеплъэгъуэхэр»
(«Весенниезарисовки»).
МукожевА.Стихотво
рение«Анэ»(«Мать»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)

5

«Щремыıэ
зауэ!»(«Пу
сть
небудетво
йны!»)

ШомаховА. Рассказ
«Мишэианэркъигъуэт
ыжащ»(«КакМиша
нашел своюмать»).
БицуевА.Стихотворен
ие«Сурэт»(«Фотографи
я»).
НалоевЗ.Рассказ
«Бжьыхьэ
мэзымкъыщыхъуар»(«С
лучайвосеннемлесу»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)

5

Слушание

речи
учителя,одноклассни
ков,выделениеизнееглавной
и
второстепенной
информации;ответынавопросыпосодерж
аниюуслышанногопроизведенияипопос
ледовательности
событий;выявлениец
елиуслышанноговысказывания;
составление
вопросов
попрослушанномутексту;участиевдиало
гах,соблюдениекультурыслушания;нахо
ждениевсловаряхтолкованиенезнакомы
хуслышанныхслов;выявлениевтекстести
хотворения
/рассказанужнойинформации;определен
иесредствхудожественнойвыразительно
сти
(синонимы,
антонимы,эпитеты,сравнения);использо
ваниеприемовинтонационногочтения(в
ыражениерадости,удивление,определен
ие силы голоса, выбор тона итемпа
чтения);
объяснениевызвавшихинтересвыражени
йвлирическомтексте
Чтение
вслух
и
про
себя;
самостоятельноеопределениетемыиглав
ноймыслипроизведения;пониманиевопр
осов,поставленныхвпроизведении;ответ
ынавопросыпосодержанию
прочитанногопроизведения;арг
ументированиесвоегомнения
о
литературном
герое,подтверждение
его
фрагментами
изпроизведения; деление
текста
насмысловыечасти,составлени
епланатекста и использование его
дляпересказа;
определение
средствизображенияивыражен
иячувствгероя;выразительное чтение

39

стихотворения
наизусть

40

«Псэущхьэ
хэмрэ
къэкIыгъэ
хэмрэ»(«Ж
ивотныеи
растения»)

Балкизов
Б.Стихотворение
«СиIэщсэ жыг цIыкIу»
(«Уменя естьдеревце»).
ЖуртовБ.Рассказ
«Мэзым» («В
лесу»).БаксановаФ.Р
ассказ
«Письмо»
(«Письмо»).КуантовА.
Рассказ
«ЩыхьхьэщIэ»(«Олен
ьвгостях»).МалаеваФ.
«Дэтхэнэрнэхъ
лъагэ?»
(«Ктовыше?»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)

5

«Сабиигъу
эм и
лъахэ»(«С
трана
детства»)

КодзоковХ.Рассказ
«Блулэ»
(«Блула»).Кажаров
Х.Стихотворение
«Къалэдэс»(«Горожа
нин»).ПонежевХ.Рас
сказ
«Лъапсэ
быдэ»(«Крепкие
корни».ГяургиевХ.Р
ассказ
«Нэмыс»(«Пристой
ность»).УтижевБ.«
КхъыIэ,иIэ»(«Дава
й-ка»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)

4

41

Использование навыков аудирования
наосновецеленаправленноговосприятия
текстов,которыечитаетучитель/одноклас
сники;чтениепросебявпроцессе
первичного
ознакомительногочтенияиповторногоиз
учающегочтения;чтениевслухссоблюде
ниеморфоэпических и интонационных
норм;нахождениепозаданиюучителявиз
учаемомтекстенеобходимыесведений;по
ниманиесюжетаиосознаниесмыслапроч
итанногопроизведения;пользованиеслов
аремдлявыяснениязначенийслов;опреде
ление
особенностейху
дожественноготекста,своеобразиявыраз
ительныхсредствязыка;характеристикал
ирическогогерояпроизведения;выявлени
евтекстесредств
художественной
выразительности;
составлениерасс
казов
по
рисункам
и
иллюстрациям;выполнениеконтрольных
тестовыхзаданий;
выбор
книги
на
основерекомендованногосп
иска
Чтение по ролям художественных
произведений;раскрытиеобразовгероевп
ричтенииспомощьюинтонации, мимики,
жестов;
выявлениеописания
кульминационногоэпизода
впроизведениииеговыразительноечтени
е; выделение в тексте эпизодов,
ихсопоставление;пересказпроизведения
подробноикратко,инсценировкаотдельн
ыхэпизодов;выполнениетворческихпрое
ктоввгруппах,парахилииндивидуально;и
нтерпретациятекстов
произведений:
выбор эпизода ипересказ его от имени
автора
или
героя;созданиеиллюстрацийктексту

«Гъэмахуэ
»(«Лето»)

Ацканов
Р.Стихотворен
ие
«БжьаIуэм»
(«Напасеке»).
КунижеваХ.
«МэракIуэхьэ»
(«Заягодами»).
ТхамоковБ.Рассказ
«Гъэмахуэ»(«Лето»).

4

42

Использование навыков аудирования
наосновецеленаправленноговосприятия
текстов,которыечитаютучительилиодно
классники;пересказпроизведенияподроб
ноикратко, инсценированиеотдельных
эпизодов; моделирование
«живыхкартинок»кэпизодамипроизведе
ниям;выполнениетворческих
проектов в группах, парах или

Сонов
А.Стихотворение
«ПшэцIыкIу»
(«Облачко»).Скребицк
ийГ.Рассказ
«КIыгуугу макъ».
(«Зовкукушки»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»).
Итоговая
контрольнаяработа

индивидуально;
интерпретациятекстовпроизведений:выб
орэпизодаипересказ его от имени автора
или героя;созданиеиллюстрацийктексту

5. Календарно-тематическэ план
Темэ

Унэ лэжь.

№

1

2
3
4.
5
6
7

8

9

«Адыгэ IуэрыIуатэ» (7)
Адыгэ
Н.4-6 Еджэн,
IуэрыIуатэ,къуажэхьхэр,
тепсэлъыхьыжын.
нэщэнэхэр
псынщIэрыпсалъэхэр,псал
ъэжьхэр .«ЛIымрэ
жыгымрэ» псысэр.
«ПцIащхъуэ цIыкIу»
Н.9-10 Еджэн,
псысэр.
тепсэлъыхьыжын.
Адыгэ псысэ «Мыщэ и
Н.11-17 Еджэн,
къуэ Батыр»
тепсэлъыхьыжын.
Адыгэ псысэ «Мыщэ и
Н.18-25 Еджэн,
къуэ Батыр»
тепсэлъыхьыжын.
Н.25-30 Еджэн,
Адыгэ псысэ «Мыщэ и
тепсэлъыхьыжын.
къуэ Батыр»
Н. 30-33 Еджэн,
«Хэт и хъупIэ?» пьесэр.
тепсэлъыхьыжын.
Зыкъэпщытэжын
Б/З. IуэрыIуатэм теухуауэ Сочиненэр
нэгъэсыжын.
сочиненэ кIэщI.
«Бжьыхьэ дыщафэ» (7)
Н.41-42 Еджэн,
Къардэн Б. и
тепсэлъыхьыжын.
«Пхъэхуей жыгыр»
рассказыр.
Мэлей Ф. и
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ»
рассказыр.

Н.43-44 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын.
43

Зэман
щекIуэ
щекIуэ
кIынур
кIар

Тхьэгъэзит З. и
«Бжьыхьэ» усэр.
Хьэкъун И. и
«Бжьыхьэр къихьащ» усэр
11 КлассщIыб
къеджэныгъэ
ХьэIупэ
Дж.«Бжьыхьэ»
12
Къагъырмэс Б. и
«Iэмал» рассказыр.
«Зыкъэпщытэж»

Н.45-46 Гъэхуауэ
еджэн.

Ди проектхэр:«Мэз
псэущхьэхэр
бжьыхьэм»,
«Пхъэщхьэмыщхьэ
жыгхэр»

Пректыр нэгъэсын

10

13

14.
15

16
17
18

19

20
21

Нало З. и
«ЩIымахуэм»
рассказыр.
Уэрэзей А. и
«ЩIымахуэ» усэр. Журт
Б.
«Лъэрыжэ» рассказыр.
Къагъырмэс Б.
«ИлъэсыщIэ» усэр.
Тест лэжьыгъэ
Мэлей Ф.
«ЩIымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр»
рассказыр.

Еджэн

Н.48-50 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын.Я
джар
къэпщытэжын.

«ЩIымахуэ» (6)
Н.56-58 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын.
Н.60 ГукIэ
зэгъэщIэн

Н.59 Гъэхуауэ
еджэн
Яджар
къэпщытэжын
Н.64-65 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын.

Н.66-68 Еджэн,
Уэзы М. и «Джэгунми
тепсэлъыхьыжын.
пIалъэ иIэщ»
Яджар
рассказыр.Зыкъыдопщытэ къэпщытэжын
ж
«Зэныбжьэгъуныгъэ»(5)
Н.73-77 Еджэн,
Нало З. и «Iэпэзадэ»
тепсэлъыхьыжын.
рассказыр.
Б.З. Сочиненэ
«Ныбжьэгъу пэж»

Сочиненэр
нэгъэсыжын.
44

22

Бозий Л.и
«ТIум тIухэплъхьэмэ»
рассказыр.

Н.78-80 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

23

Къэрмокъуэ Х.и
«Ныбжьэгъу
уиIэну
ухуеймэ…»
рассказыр.
Къагъырмэс Б.и
«Щихум и жэуап»
рассказыр.
«Зыкъыдопщытэж»

Н.81-83 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

24

25
26

27
28

29

30

31

32

33

Н.87-89 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
Яджар
къэпщытэжын

«Ди Хэкур»(6)
Бозией Л.и
Н.95-97 Еджэн,
«Хъерлы зыгъэпIейтейр» тепсэлъыхьыжын
рассказыр.
Хьэх С. И
Н.98-100 Еджэн,
«Дэшхуей тхьэмпэ»
тепсэлъыхьыжын
рассказыр.
Iэщыж Б.и
Н.101-104 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
«Сыадыгэщ» хъыбарыр
Проектыр нэгъэсын
Ди проектхэр:
«ДиХэкур»,«Сианэдэл
ъхубзэр».
Н.105 Гъэхуауэ
Хьэнфэн А.
еджэн
«СиХэку,уэращ си
гъащIэр» усэр.
Н.106-107 Гъэхуауэ
Джэдгъэф Б. «Адэжь
еджэн. Яджар
щIыналъэ»
къэпщытэжын
усэр.«Зыкъыдопщытэж»
ЩоджэнцIыкIу А.
и «Гъатхэ»
усэр.Гъубжокоъуэ
Л.«Гъатхэпэ» усэр
ЩоджэнцIыкIу А. и
«Гъатхэ теплъэгъуэхэр»
рассказыр.
Мыкъуэжь А.и «Анэ»
усэр.
«Зыкъыдопщытэж»

«Гъатхэ»(3)
Н.113-115 Гъэхуауэ
еджэн

Н. 116-117 Еджэн,
тепсэлъыхьыжын
Н.118-119 ГукIэ
зэгъэщIэн
«ЩремыIэ зауэ!»(4)
45

34

Щомахуэ А. и
«Мишэ и анэр
къигъуэтыжащ»
рассказыр.

Н.к1у. 127-131
Еджэн,
тепсэлъыхьыжын

46

6. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность преподавания учебного предмета во многом зависит
отналичиясоответствующегоматериальнотехническогооснащения,чтообъясняетсяпрактическойнаправленностьюпредм
ета.Учебныйкабинетдолжен

быть

оснащен

современнымитехническими

средствами
обучения,учебнымиматериаламипо«Литературномучтениюнародном(кабарди
нском)языке»,методическимиматериаламиипособиямидляучителя.
ВсоответствиистребованиямиФГОСНООпреподаваниевсехпредметных
областейипроведениевнеурочнойдеятельностиобразовательнаяорганизация,р
еализующаяосновнуюобразовательнуюпрограммуначальногообщегообразова
ния,обеспечиваетмебелью,презентационнымоборудованием,освещением,хозя
йственныминвентарем.
Учебно-методическоеобеспечениеобразовательнойдеятельности
Вкомплектучебныхматериаловполитературномучтениюнакабардинско
мязыкевходят:учебникииучебныепособия,контрольно-измерительные
материалы,

настенные

таблицы,

иллюстрации,

электронныеобучающиепрограммы,электронныемультимедийныепрезентаци
и,электронныесловари,справочныеиздания,учебныедвуязычныесловари,

47

картотекасзаданиямидляиндивидуальногообучения,фотопортретыизвестныхи
сследователейкабардиночеркесскогоязыка,адыгскихписателей,комплекттематическихлексическихтаб
лиц.
Комплект

методических

материалов

и

пособий

для

учителя

включает:рабочуюпрограммуначальногообщегообразованияполитературному
чтениюнакабардинскомязыке,программнонормативныедокументы,методическиепособиядляучителей

по

каждомуклассу.
Учебныепособия
1. Кумахова

М.

М.,

Литературное

чтение

на

родном

(кабардинском)языке.2класс:Учеб.пособиедляобщеобразовательныхучрежде
ний.–Нальчик:ГКУ«КБР-Медиа»–Издательство«Эльбрус»,2020.– 208с.
2. Канаметова

Л.

Х.,

Литературное

чтение

на

родном

(кабардинском)языке.3класс:Учеб.пособиедляобщеобразовательныхучрежде
ний.–Нальчик:ГКУ«КБР-Медиа»–Издательство«Эльбрус»,2020.– 176с.
3. МалаеваФ.Б.,Литературноечтениенародном(кабардинском)языке.4к
ласс:Учеб.пособиедляобщеобразовательныхучреждений.–Нальчик:ГКУ«КБРМедиа»– Издательство«Эльбрус»,2020.–192 с.
Дополнительныеисточники
4. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около
27000 слов / Под научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик:
Эльбрус,2008.–704с.
5. БижоевБ.Ч.,Русскокабардинскийразговорник/Б.Ч.Бижоев,Х.Т.Тимижев.–
Нальчик:Эльбрус,2008.–112 с.
6. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь: около 24
000слов / Под общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева.
–Нальчик:Эльбрус,2013.–848 с.
48

7. Гяургиев Х. З. Дзасежев Х. Е., Кабардинский язык (Адыгэбзэ) IIIчасти–
Нальчик:Эльбрус,2010.//URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01004128138(дат
аобращения:21.06.2020).

49

8. Дзуганова

Р.

Х.,

Шериева

Н.

Г.,

Словарь

синонимов

кабардинскогоязыка(дляшк.).–Нальчик: Эльбрус,1997.–118с.
9. ЕмузовА.Г.,Англо-кабардино-русскийфразеологическийсловарь.
–Нальчик:Эльбрус,1976.–350с.
10. ЗекореевН.Н.,Школьныйрусско-кабардиночеркесскийтерминологическийсловарь=Урысадыгэтерминпсалъалъэ:более2500слов/

Н.Н.Зекореев.–

Нальчик:Эльбрус,1999.–283 c.
11. Кабардино-черкесский язык: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред.
М.А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований Правительства КБР и
КБНЦРАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: ЭльФа,2006.URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002962604(датаобращения:21.06.
2020).
12. КардановБ.М.,Русско-кабардинско-черкесскийсловарь:около30000
слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О.
Шогенцуков;Сприл.краткогограммат.очеркакабард.черкес.яз.Б.М.Карданова;Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров
Кабард. АССР. – Москва:ГИС,1955.–1055с.
13. МалаеваФ.Б.,Детство=Сабиигъуэ:адэанэхэм,сабийсадхэмщыIэгъэсакIуэхэм,пэщIэдзэклассхэмщезыгъаджэхэмпап
щIэтхылъ/[зэхэзылъхьарМэлэйФ.Б.].–Налшык:Эльбрус,2015.– 477 с.
14. Словарь

кабардино-черкесского

языка=

Адыгэбзэ

псалъалъэ:

ок.31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос.
акад.наук; [М.Л.Абитови др.].1.изд.–М.:Дигора,1999.–852 с.
15. СукуновХ.Х.,Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкийсловарь в
иллюстрациях

=

Kabardino

Circassian

Russian-English

Turkish

picturedictionary/Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова.–Нальчик:Эль-Фа, 1998.–
414с.
16. УрусовХ.Ш.,Орфографическийсловарькабардиночеркесскогоязыка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик:
50

Эльбрус, 1982. –1133 с.

51

Электронныересурсы
17. Ведущийобразовательныйпорталучителей//URL:https://infourok.ru/di
ktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html
(датаобращения21.06.2020).
18. Государственная национальная библиотека КБР: // URL: http://xn-90aae3anv.xn--p1ai/(датаобращения21.06.2020).
19. Единоеокнодоступакобразовательнымресурсам.//URL:http://window.
edu.ru/resource/784/34784 4. Помощь в изучении языка адыгов //URL:
https://www.anabza.org/ (датаобращения21.06.2020).
20. Нур(Свет):ежемес.лит.-худож.журн.длядетейУчредители:Детский
фонд, Союз писателей КБР. Изд. с 1982 г. – 2020 Нальчик. // URL:
/http://nurkbr.ru/.(датаобращения21.06.2020).
21. Онлайн-словарькабардино-черкесскогоязыка(онлайн+приложение
для Android) // URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения21.06.2020).
22. Портал«Российскоеобразование»//URL:www.edu.ru(датаобращения
21.06.2020).
23. Самыйбольшойонлайнсловарь«Glosbe»//URL:https://ru.glosbe.com/ru
/kbd/кабардино-черкесский(датаобращения:03.07.2020).
24. Словарь

«Лъэпкъым

и

гъуазэ»

//

URL:https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki(датаобр
ащения21.06.2020).
25. Социально-образовательный

проект

«Си

бзэ»

//

URL:

http://sibza.org(датаобращения21.06.2020).
26. Фонд

сохранения

и

изучения

родных

языков

РоссийскойФедерации//URL:https://родныеязыки.рф

народов
(дата

обращения:22.06.2020).
27. Электронная

библиотека

КБГУ

//

URL:http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx(датао
бращения21.06.2020).

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».