План внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов МКОУ СОШ им.А.О. Шомахова с.п.Тамбовское на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных
и
личностных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии
нормативными документами и методическими рекомендациями:

со

следующими

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 №
70034).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего
общего образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по формированию
функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации образовательные организации высшего образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские
общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий
режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые
игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС образовательная организация
обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности.

Содержательное наполнение внеурочной деятельности

Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной
организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются
через
реализацию
модели
плана
с
преобладанием
учебнопознавательнойдеятельности,когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности поучебным предметам и формированию функциональной грамотности.

Планирование внеурочной деятельности

С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
основного общего образования и среднего общего образования при формировании
плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена
часть,рекомендуемая для всех обучающихся:





1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок);
По 1 часу в неделю – на занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся.
По 1 часу в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся («Билет в
будущее», курс «Россия – мои горизонты»).

Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:




часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся;
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворениеинтересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии;
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений,
органов ученического самоуправления, на организацию совместно собучающимися
комплекса мероприятий воспитательной направленности.

Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в
таблице:

Направление внеурочной
Основное содержание занятий
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного
просветительские занятия
отношения обучающихся к своей Родине патриотической, нравственной России, населяющим ее людям, ее уникальной
и экологической
истории, богатой природе и великой культуре.
направленности «Разговоры о
Основная задача: формирование
важном
соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: Знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию по Основная цель: развитие способности
функциональной грамотности
обучающихся применять приобретённые
функциональной знания, умения и навыки
для решения задач грамотности в различных
сферах жизнедеятельности, обучающихся
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и Развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.
Основные организационные формы:
интегрированные
курсы,
метапредметные
кружки или факультативы.
Занятия,
направленные
на Основная
цель:
развитие
ценностного
удовлетворение
направленные на отношения обучающихся к
профориентационных
труду как удовлетворение основному способу
интересов
и
потребностей достижения профориентационных ощущения
обучающихся.
уверенности в интересов и жизни.
Основная задача: формирование готовности
обучающихся школьников к осознанному
выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии, важности

получаемых знаний для профессиональной
непрофессиональной деятельности.
Основные
организационные
профориентационные игры, квесты, решение
кейсов,
изучение
специализированных
цифровых профессиональные моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального создание условий для
надпрофессиональных
навыков
(общения,
работы в команде, поведенияв конфликтной
ситуации и т.п.); создание условий для познания
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как формирования уверенности в
себе, способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
Вариативная часть
Занятия, связанные с
Основная цель:интеллектуальное и
реализацией особых
общекультурное развитие обучающихся,
интеллектуальных и
удовлетворение их особых познавательных,
социокультурных
культурных, оздоровительных потребностей и
потребностей обучающихся
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные направления деятельности: занятия
по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для
школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в
освоении языка обучения; специальные
занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
Занятия,
направленные
на Основная цель: удовлетворение интересов и
удовлетворение интересов и потребностей обучающихся творческом и
потребностей обучающихся в физическом развитии, помощь в
творческом
и
физическом самореализации, раскрытии и развитии
развитии,
помощь
в способностей и талантов.

самореализации, раскрытии и Основные задачи: раскрытие творческих
развитии
способностей
и творческом и способностей школьников,
талантов.
формирование у физическом развитии, них
чувства вкуса и умения ценить помощь в
прекрасное, формирование ценностного
самореализации, отношения к культуре;
физическое развитие раскрытии и развитии
обучающихся, привитие им любви к
спорту и способностей и побуждение к
здоровому образу жизни, талантов воспитание
силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему краю,
его истории, культуре, природе, развитиеих
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или писательских
клубах и т.п.); занятия школьников в
спортивных объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров
соревнований); занятия школьников
объединениях туристскокраеведческой
направленности (экскурсии, развитие школьных
музеев).
Занятия,
направленные
на Основная цель: развитие важны для жизни
удовлетворение
социальных подрастающего человека социальных умений –
интересов
и
потребностей заботиться о других и организовывать свою
обучающихся,
на собственную деятельность, лидировать и
педагогическое сопровождение подчиняться, брать на себя инициативу и
деятельности
социально- ответственность, отстаивать свою точку и
ориентированных ученических принимать другие точки зрения.
сообществ,
детских Основная задача: обеспечение
общественных
объединений, психологического благополучия обучающихся
органов
ученического в образовательном пространстве школы,
самоуправления,
на создание условий для развития ответственности
организацию
совместно
с за формирование ученических макро и
обучающимися
комплекса микрокоммуникаций, складывающихся в
мероприятий воспитательной общественных образовательной организации,
направленности.
понимания зон объединений, органов личного
влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
Педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения детей и молодежи и
совместно с Юнармейским отрядом,
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, комплекса создаваемых для

социально ориентированной мероприятий
работы; выборного Совета
обучающихся, создаваемого для учета мнения
школьников по направленности вопросам
управления образовательной организацией, для
облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов); творческих советов,
отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций; созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.
Цель и идеи внеурочной деятельности

Цель
внеурочной
деятельности
-создание
условий,обеспечивающих
достижениеучащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирование у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание
условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во
внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность.

Ведущими идеями плана внеурочной деятельности
в МКОУ СОШ им. А.О. Шомаховас.п.Тамбовское являются:
- создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
- ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом
решаются следующие основные педагогические задачи:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- - воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном
мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, среднего
общего образования за адекватность применяемых форм, методов и средств организации
образовательного
процесса
возрастным
психофизиологическим
особенностям,
склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и
здоровья.

Ожидаемые результаты

Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми
компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности-непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности-влияние(последствие)того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего и среднего
общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно
действует общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, как правило, не проводится.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения
норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной
работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей
реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности
в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:

- экскурсии,
- деятельность ученических сообществ,
- клубы по интересам,
- встречи,
- профессиональные пробы, ролевые игры,
- реализация проектов,
- кружки,
- сетевые мероприятия
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной
деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного
образования(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество
часов внеурочной деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования.
В 2023-2024 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 5-9 классах в
соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего и среднего общего
образования.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в МКОУ СОШ им. А.О.
Шомаховас.п.Тамбовское имеются следующие условия: занятия проводятся в одну смену,
имеется столовая, два спортивных зала, стадион, кабинеты технологии, библиотека,
компьютерный класс. Школа располагает материальной и технической базой,
обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся.
Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам,
установленным для обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные
педагоги: учителя - предметники, классные руководители, педагоги дополнительного
образования.
Уровень
квалификации
педагогов
соответствует
требованиям,
предъявляемым к квалификации по должности «учитель» (приказ Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).
Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности
Финансово-экономические условия реализации основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе в
части внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется согласно Положению «О внеурочной
деятельности» и оплате педагогическим работникам за внеурочную деятельность. При
расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг МКОУ
СОШ им. А.О. Шомаховас.п.Тамбовскоев соответствии с ФГОС при определении учебной
нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная
образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических
работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации
педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной
должности.
Методическое обеспечение внеурочной деятельности (согласно ФОП НОО, ООО,
СОО):
• методические пособия,
• интернет-ресурсы.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с
методическим конструктором и локальными актами школы. Таким образом, план
внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия для повышения
качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

Перечень программ
по внеурочной деятельности, принятых к реализации в 5-9 классах
МКОУ СОШ им.А.О. Шомаховас.п. Тамбовское
на 2023-2024 учебный год
Класс
Количество
Ответственные
Название курса
часов
в неделю
«Разговоры о важном»
5
1
Машокова А.Ф.
«Мир занимательных задач»
5
1
Тахушева В.Х.
«В будущее с уверенностью»
5
1
Машокова А.Ф.
«Школа творчества»
5-7
1
Шомахова С.М.
Школьный театр «Родничок»
5-7
3
Гетежаева Ф.К.
Умарова А.Х.
«Разговоры о важном»
6
1
Желихажева А.Г.
«Нартский эпос»
6
1
Желихажева А.Г.
«Россия – мои горизонты»
6
1
Желихажева А.Г.
«Волейбол»
5-6
2
Шомахов Г.У.
НОУ«Природа и мы»
6-11
1
Охова М.Г
«Разговоры о важном»
7
1
Хажметова И.А.
«Читательская грамотность»
7
1
Хажметова И.А.
«Россия – мои горизонты»
7
1
Хажметова И.А.
«Разговоры о важном»
8
1
Малихаунова М.А.
«Этика и этикет»
8-11
1
Шомахова Д.М
«Математика каждый день»
8
1
Малихаунова М.А.
«Россия – мои горизонты»
8
1
Малихаунова М.А.
Формирование читательской
8
1
Хажметова И.А
грамотности
«Мини-футбол»
8-9
2
Шомахов Г.У.
«Разговоры о важном»
9
1
Карежева З.Р.
«Готовимся к ОГЭ»
9
1
Тахушева В.Х
«Шаг за шагом к ОГЭ»
9
1
Малихаунова М.А.
«Россия – мои горизонты»
9
1
Карежева З.Р.
«Шаги истории»
9
1
Шомахова С.В.
«Подготовка к ОГЭ по
9
1
Охова М.Г.
биологии»
«Готовимся к ОГЭ »
9
1
Мусаева М.М


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».