ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Учебный план среднего общего образован Муниципального казѐнного
общеобразовательноеучреждение «Средняя общеобразовательная школа им. А.О.Шомахова
сельского поселения Тамбовское» Терского муниципального района Кабардино- Балкарской
Республики в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18 мая 2023 №371.
Учебный план образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования (далее - учебный план), обеспечивает реализацию требований
ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня
результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и
учебным годам. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение
государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка,
государственных языков республик Российской Федерации. В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в сфере образования, предоставляет возможность
обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также
устанавливает количество занятий.Учебный план состоит из двух частей: обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также
учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ.Время, отводимое на данную часть
учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов,
предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том
числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их родителей (законных
представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных
предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).Продолжительность учебного года
среднего общего образования составляет 34 недели. Учебный план определяет
количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2312 часов и
не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). (пп. 131.7 в ред. Приказа Минпросвещения
России от 09.10.2024 N 704)
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план
включено изучение 2 учебных предметов на углубленном уровне.В учебном плане должно
предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный
проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного
времени, специально отведенного учебным планом.Суммарный объем домашнего задания по
всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения
3,5 часа. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема
домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитано-эпидемиологическими требованиями.Домашнее
задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии
электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного
дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется
предоставлять достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами.
(пп. 131.17 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
В учебном плане также отражены различные формы организации учебных занятий,
формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и
образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Образовательная организация в 2025-2026 учебном году реализует универсальный
профиль.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)
для 10-11 класса
(составлен на основе примерного учебного
плана универсального профиля с изучением родных языков)
Количество часов в неделю
Предметная
область
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная
литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Учебный предмет/курс
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной язык (язык народа
Российской
Федерации) и (или)
государственный язык
республики Российской
Федерации Родной русский язык,
родной кабардино- черкесский
язык, родной балкарский язык)
Родная литература (литература
народа Российской Федерации)
Родная русская литература, родная
(кабардино-черкесская) литература,
родная балкарская литература
Иностранный (английский) язык
Алгебра
Геометрия
10
11
2
3
2
2
3
2
1
1
3
3
2
2
3
1
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
(углублённый уровень)
Биология (углублённый уровень)
Основы безопасности и защиты
Родины
1
1
2
2
1
2
3
3
1
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Основы
безопасности и
защиты Родины
Физическая
Физическая культура
2
культура
----Индивидуальный проект
1
Итого
34
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Учебный курс «Обычаи и традиции народов КБР»
1
Учебный курс «Химия в задачах и упражнениях»
1
Учебный курс « Русское правописание: орфография и
пунктуация» »
Учебный курс «От простого к сложному »
1
Учебный курс « Практикум по решению задач»
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
1
1
2
4
1
2
1
3
1
2
33
1
1
1
1
3
4
37
34
1258
37
34
1258
Промежуточная аттестация
обучающихся в 20252026учебном году
Среднее общее образование
Учебный
предмет
КЛАССЫ
10
Русский язык
10
Литература
10
Родной
(кабардино-черкесский) язык
10
10
10
Родная
(кабардино-черкесская)
литература
Иностранный
(английский) язык
Математика:
-алгебра
-геометрия
-вероятность и статистика
Форма
промежуточной
аттестации
Контрольная (комплексная)
работа, контрольное
тестирование, зачёт
Контрольная (комплексная)
работа, контрольное
тестирование, зачёт
Контрольная (комплексная)
работа, контрольное
тестирование, зачёт
Контрольная (комплексная)
работа, контрольное
тестирование, зачёт
Период
проведения
промежуточной
аттестации
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
Контрольное тестирование
В конце
учебного года
В конце
учебного года
Контрольная (комплексная)
работа, контрольное
тестирование, зачёт
В конце
учебного года
10
Информатика
Контрольная работа
10
История
Контрольная работа
10
Обществознание
Контрольная работа, зачёт
10
География
Контрольная работа, зачёт
10
Физика
Контрольная работа, зачёт
10
Химия (углублённый уровень)
Контрольная работа, зачёт
10
Биология (углублённый уровень)
Контрольная работа, зачёт
10
Физическая культура
Сдача нормативов
Основы безопасности и защиты Контрольное тестирование,
Родины
зачёт
10
10
10
10
10
Индивидуальный проект
Учебный курс по русскому языку
«Готовимся к ЕГЭ»
Учебный
курс
по алгебре
«Готовимся к ЕГЭ»
Учебный курс по литературе
«Пишу сочинение»
Защита проектов
Контрольное тестирование,
зачёт
Контрольное тестирование,
зачёт
Контрольное тестирование,
зачёт
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
В конце
учебного года
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 3,5 часа. Образовательной организацией
осуществляется координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого
класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитаноэпидемиологическими требованиями.Домашнее задание на следующий урок рекомендуется
задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не
позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной
подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество
времени.Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами.
План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность реализуется
основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования).
В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года
обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину
недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность,
определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися
учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды
каникул.
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение
года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в
рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1 - 2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части обязательной
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: обучающийся, учитывая
мнение родителей (законных представителей), выбирает внеурочную деятельность из
перечня, предлагаемого организацией. Данная часть делится на системную и
несистемную. Системная часть четко определяет количество часов курса внеурочной
деятельности, определена расписанием, проводится по рабочей программе, ведется
журнал курса внеурочной деятельности. Несистемная часть – внеурочная деятельность,
которая не имеет четкого количества часов и расписания, зависит от периода года,
каникулярного времени и пр. Например, подготовка и участие в общешкольных
мероприятиях: контроль часов данного направления ведется ответственным сотрудником
(педагог-организатор следит за недопущением перегрузки во время проведения
мероприятий, классный руководитель – во время посещения городских культурных
мероприятий и пр.)План внеурочной деятельности определяет формы организации и
объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
среднего общего образования (до 700 академических часов за 2 года обучения) с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы.Один час в
неделю для обучающихся 10 - 11 классов отведён на внеурочное занятие "Россия - мои
горизонты".(пп. 133.7.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N
704)Внеурочные занятия "Россия - мои горизонты" направлены на формирование
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, приобретение
навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления
профориентационно значимого опыта.(пп. 133.7.2 введен Приказом Минпросвещения
России от 09.10.2024 N 704)Основной формат внеурочных занятий "Россия - мои
горизонты" - профориентационное занятие. Основные темы занятий связаны с
востребованными профессиями реального сектора экономики, а также с выдающимися
достижениями России в отраслях промышленности, цифровых технологиях, инженерном
деле, государственном
управлении
и
общественной
безопасности,
медицине
и здравоохранении, агросфере, социальном развитии, туризме, креативных
индустриях и других отраслях экономики.
(пп. 133.7.3 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
Один час в неделю отведён на внеурочное занятие "Разговоры о ажном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
"Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного
и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа
с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Класс
10
10
Количество
часов
в неделю
1
1
11
11
1
1
11
11
11
1
1
1
Название курса
«Разговоры о важном»
«Россия – мои
горизонты»
«Разговоры о важном»
«Россия – мои
горизонты»
«Путь к успеху»
«Я сдам ЕГЭ по химии»
«Я сдам ЕГЭ»
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа, на
профориентацию обучающихся еженедельно до 1 часа.В зависимости от задач на
каждом этапе реализации образовательной программы количество часов,
отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10 классе для
обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации
выделено больше часов, чем в 11 классе.Организация жизни ученических
сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на
формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких
компетенций, как:компетенция конструктивного, успешного и ответственного
поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским
законодательством;социальная самоидентификация обучающихся посредством
личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение
знаний о социальных ролях человека;компетенция в сфере общественной
самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ выстраивается:в рамках внеурочной деятельности
в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного
ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях,
созданных в образовательной организации и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям,
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений,
благотворительных организаций;через участие в экологическом просвещении
сверстников, родителей, населения;через благоустройство школы, класса, сельского
поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и
объединениями;через отношение обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
через отношение обучающихся к окружающему миру,к живой природе
художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);через
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).По решению педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в
образовательной организации модифицируется в соответствии с пятью профилями:
естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим, технологическим,
универсальным.Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне
зависимости от профиля) предполагает: организацию жизни ученических сообществ в
форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения
обучающихся), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в
общих коллективных делах образовательной организации;проведение ежемесячного
учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и
групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и
обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.В весенние
каникулы 10 класса организуются поездки в организации профессионального и высшего
образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения
образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни
ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами
обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении
образовательных организаций.
В рамках реализации универсального профиля в первом
полугодии 10 класса организуется подготовка обучающихся к разработке и
педагогическому сопровождению разработки индивидуальных проектов внеурочной
деятельности (инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, защита проектов
индивидуального плана), в ноябре проводится публичная защита обучающимися
индивидуальных проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты
при помощи педагогов организуются временные творческие группы обучающихся по
совпадающим элементам ИПВД.В осенние (весенние) каникулы 10 класса временными
творческими группами обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с
общими элементами индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе
познавательной деятельности реализуются индивидуальные, групповые и коллективные
учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10 класса
осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на
воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10 класса на основе
интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными
и
производственными
организациями
обеспечиваются
профессиональныепробы обучающихся на производстве и в социальной сфере (в
зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и
социальные практики. Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия,
организуется подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам
обучающихся и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается
подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов ("проект профессиональных
проб", "проект участия в исследовательской экспедиции", "проект социальной практики").
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка
инициатив обучающихся, в том числе выезды на природу, туристские походы, поездки
по территории России, организация "зрительского марафона" (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением).Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34
учебные недели.