Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования (далее Учебный план МКОУ СОШ им
А.О.Шомахова с.п. Тамбовское разработан в соответствии с требованиями:
• Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
• Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №287 с
изменениями и дополнениями;
• Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370 с изменениями и
дополнениями.
Также при реализации учебного плана ООО учтены требования
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"",
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания",
• Постановления Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об утверждении перечня
мероприятий по оценке качества образования».
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Учебный план программы основного общего образования обеспечивает реализацию
требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к
организации образовательной деятельности к учебной нагрузке, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа
языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской
Федерации, в том числе русского языка как родного языка. На основании заявлений,
полученных от родителей, в учебный план включено изучение родного русского языка, родного
кабардино-черкесского языка, родного балкарского языка, а также родной русской литературы,
родной кабардино-черкесской литературы, родной балкарской литературы. Изучение родных
языков и литературы осуществляется при делении на группы.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы:
Учебные предметы
Русский язык,
Литература
Родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или) государственный язык
республики Российской Федерации,
Родная литература (литература на языке народа Российской Федерации)
Иностранный язык,
Математика,
Информатика
История,
Обществознание,
География
Физика,
Химия,
Биология
Изобразительное искусство,
Музыка
Труд (Технология)
Основы безопасности и защиты Родины
Учебный предмет «Математика» включает в себя учебные курсы «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего
образования по учебному предмету "Математика" в рамках государственной итоговой
аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра",
"Геометрия", "Вероятность и статистика".
Учебный предмет "История" включает в себя учебные курсы "История России",
«История нашего края» и "Всеобщая история".В целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
может включать учебные предметы, учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы.
Обучение ведется на русском языке, по 6-дневной учебной неделе. Количество учебных
занятий за 5 лет составляет 5848 часов (требование от 5338 до 5848).
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория
развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой. Порядок и реализация индивидуальных учебных планов
представлены в локальном акте образовательной организации.Вариативность содержания
образовательных программ основного общего образования реализуется через
возможность формирования программ основного общего образования различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на:увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;введение специально
разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников
образовательных отношений, в том числе этнокультурные;другие виды учебной,
воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.В интересах обучающихся с
участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание
учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных
недель; во втором полугодии - не более 10 учебных недель. Наиболее рациональным графиком
является равномерное чередование периода учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.Продолжительность урока на уровне
основного общего образования составляет 40 - 45 минут. Для классов, в которых обучаются
дети с ОВЗ, - 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2
минут.
Учебный план для 5-9 классов, обучающихся по ФГОС ООО, утвержденного
приказом от 31.05.2021 №287 с изменениями и дополнениями (Приказ 704), составлен
на основе 5 варианта федерального недельного учебного плана основного общего
образования для 6-дневной учебной недели (изучение родного и (или)
государственного языка наряду с преподаванием на русском языке).
Учебный план уровня основного общего образования.
Учебный план для 5-7 классов
в 2025-2026 учебном году
(в 2025-2026 учебном году по данному учебному плану обучаются 5-7 классы)
Учебные предметы
Количество часов в неделю/в год
Всего в
(учебные курсы)
неделю/в
год
5
6
7
8
9
Обязательная часть
Русский язык
5 170 6 204 4 136 3 102 3
102 21
714
Литература
3 102 3 102 2
2
3
68
68
102 13
442
Родной язык (язык народа 2
2
2
2
2
10
68
68
68
68
68
340
Российской Федерации) и
(или) государственный язык
республики
Российской
Федерации (родной русский
язык/родной
кабардиночеркесский язык, родной
балкарский язык)
Родная
литература
(литература на языке народа
Российской
Федерации)
(родная русская литература/
родная
кабардиночеркесская
литература,
родная
балкарская
литература)
Иностранный
язык
(английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История***
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
34
1
34
1
34
1
34
1
34
5
170
3
102
3
102
3
102
3
102
3
102
15
510
5
170
5
170
10
9
6
3
340
306
204
102
3
3
1
1
102
0
34
0
0
34
34
1
1
102
0
34
0
0
34
34
1
2
2
34
68
68
1
2
2
34
68
68
1
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура**
Основы безопасности
защиты Родины
1
1
3
2
1
102
68
34
3
2
1
102
68
34
3
2
1
102
68
34
1
3
1
3
34
102
1
1
34
102
0
68
68
0
34
34
2
2
2
2
68
68
68
68
1
2
1
2
3
2
2
34
68
34
68
102
68
68
3
14
1
8
7
4
7
3
102
476
34
272
238
136
238
102
1
2
2
34
68
68
1
1
2
34
34
68
1
2
0
34
68
4
8
10
136
272
340
1
34
1
34
2
68
2
2
и
Итого:
30 1020 31 1054 33 1122 34 1156 35 1190 163
Часть,
формируемая
участниками
2
68
2
68
2
68
2
68
1
34
9
306
Выбор
из
перечня,
предлагаемого организаций
2
68
2
68
2
68
2
68
1
34
9
306
Всего часов
32 1088 33 1122 35 1190 36 1224 36 1224 172 5848
5542
образовательных
отношений:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Родители (законные представители) обучающихся выбирают* учебный предмет,
курс.
*Выбор осуществляется при учете желаний обучающихся.
При реализации индивидуальных учебных планов часть, формируемая участниками
образовательных отношений, распределяется по заявлению родителей с учетом
возможности организации.
Учебный план для 8,9 классов
в 2025-2026 учебном году
Количество часов в неделю
Учебный предмет/курс
8
9
Обязательная часть
Русский язык
3
Литература
2
2
Родной язык (язык народа
Российской Федерации) и (или)
государственный
язык
республики
Российской
Федерации (родной русский
язык/родной
кабардиночеркесский
язык,
родной
балкарский язык)
1
Родная литература (литература
на языке народа Российской
Федерации) (родная русская
литература/ родная кабардиночеркесская литература, родная
балкарская литература)
Иностранный
(английский)
3
язык
Математика
0
Алгебра
3
Геометрия
2
Вероятность и статистика
1
Информатика
1
История
2
Обществознание
1
География
2
Физика
2
Химия
Биология
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты
Родины
Физическая культура
Итого
3
3
2
1
3
0
3
2
1
1
2.5
1
2
3
2
3
1
1
2
2,5
0
1
1
2
35
1
2
36
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Учебный курс по географии
1
0
«География КБР »
Итого
1
0
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
36
34
36
34
1224
1224
Промежуточная аттестация
Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов
обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или) метапредметных результатов на
уровне основного общего образования составляет от одного до двух уроков (не более чем 45
минут каждый)
Объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен
превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного
предмета в данном классе в текущем учебном году.
Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного процесса,
направленной на выработку у обучающихся практических умений,
включая лабораторные, интерактивные и иные работы, и не являющейся формой контроля,
составляет один урок (не более чем 45 минут).
Промежуточная аттестация проводится в период с 3 недели апреля до конца учебного года без
прекращения образовательного процесса. При решении педагогического совета об изменении
формы промежуточной аттестации, например на Всероссийскую проверочную работу, то сроки
промежуточной аттестации переносятся в соответствии с графиком ВПР.
Предмет
Русский язык
Литература
дной язык и
(или)
государственный
язык
республики
Российской
Федерации (родной
русский
язык/родной
кабардиночеркесский
язык/родной
балкарский язык)
Родная
литература (родная
русская литература/
родная кабардиночеркесская
литература/родная
балкарская
литература)
Иностранный
язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
5 класс
Контрольный
диктант с
грамматическим
заданием/годовая
отметка
тест/ годовая
отметка
тест/ годовая
отметка
Форма промежуточной аттестации
6 класс
7 класс
8 класс
Контрольны
Сжатое
Контрольный
й диктант с
изложение/го
тест /годовая
грамматически
довая
отметка
м заданием/
отметка
годовая
отметка
тест/ годовая
тест/
тест/ годовая
отметка
годовая
отметка
отметка
тест/ годовая
тест/
тест/ годовая
отметка
отметка
годовая
отметка
тест/ годовая
отметка
тест/ годовая
отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
Контрольная
работа/годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
тест/
годовая
отметка
тест/ годовая
отметка
9 класс
Контрольны й тест
/ годовая
отметка
тест/
годовая
отметка
тест/
годовая
отметка
тест/
годовая
отметка
контрольн
ая
работа/годова
я отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
контрольн
ая работа/
годовая
отметка
контрольн
ая работа/
годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
Вероятность
статистика
и
Информатика
История
контрольн
ая работа/
годовая
отметка
тест/годов
ая отметка
тест/годов
ая отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годов
ая отметка
тест/годов
ая отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годов
ая отметка
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Проект/годовая
отметка
Музыка
Проект
/годовая отметка
Труд
(технология)
Проект
/годовая отметка
Физическая
культура
зачет/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
зачет
/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
зачет
/годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
контрольная
работа/ годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
контрольная
работа /годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
контрольная работа
/годовая
отметка
тест/годовая
отметка
Проект
/годовая отметка
Проект
/годовая отметка
зачет /годовая
отметка
тест/ годовая
отметка
ОБЗР
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений.
Предмет из перечня
контрольная
работа/годовая
отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
контрольн
ая
работа/годова
я отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
Проект
/годовая
отметка
зачет
/годовая
отметка
тест/
годовая
отметка
контрольная
работа/годовая
отметка
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 2 часа – для 5 класса; 2,5 часа – для 6- 8 классов;
3,5 часа – для 9 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и
контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с санитарными нормами.Домашнее задание на следующий урок учителям
рекомендовано задавать на текущем уроке, дублировать в электронном журнале задание не
позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной
подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.Использование
электронных средств обучения в ходе реализации образовательной деятельности, включая
выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.При
проведении занятий по родному (нерусскому) языку из числа языков народов Российской
Федерации осуществляется деление класса на две и более группы при наличии потребности в
изучении нескольких родных языков народов Российской Федерации, государственных языков
республик, деление класса на две группы с учетом уровней владения родным языком
(владеющие и не владеющие).
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего
образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей организации.
Организационным механизмом организации внеурочной деятельности на уровне ООО является
план внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Еженедельные расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
отличаются, на них отводится:
1) на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации и профориентации обучающихся,
еженедельно от 1 до 2 часов;
2) на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно
еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных
мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1 - 2 недели может быть использовано
до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
3) на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической
поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно - от 2 до 3
часов;
4) один час в неделю отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей
родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам;
5) один час в неделю для обучающихся 6 - 9 классов отводится на внеурочное занятие «Россия мои горизонты». Внеурочные занятия «Россия - мои горизонты» направлены на формирование
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и других компетенций,
необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и
осмысления профориентационно значимого опыта. Основной формат внеурочных занятий
«Россия - мои горизонты» - профориентационное занятие. Основные темы занятий связаны с
востребованными профессиями реального сектора экономики, а также с выдающимися
достижениями России в отраслях промышленности, цифровых технологиях, инженерном деле,
государственном управлении и общественной безопасности, медицине и здравоохранении,
агросфере, социальном развитии, туризме, креативных индустриях и других отраслях экономики.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества
часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических
программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, изменяется.
Так, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе - в связи с
организацией предпрофильной подготовки и т.д.
Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью
преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом
коллективе.
В школе реализуется план внеурочной деятельности направленный на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том
числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Модель плана ВД:
- модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности;
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской
идентичности и таких компетенций, как:
- компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом
правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно
приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских
общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие
обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных
организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
№
Наименование
Класс
п
/п
1
«Разговоры о важном»
5 «Б»
1
1
«Каждой профессии - слава и честь»
5 «Б»
2
1
«Разговоры о важном»
5 «А»
3
1
«Каждой профессии - слава и честь»
5 «А»
4
1
«Разговоры о важном»
6 «А»
1
«Россия - мои горизонты»
6 «А»
1
«Разговоры о важном»
6 «Б»
1
«Россия - мои горизонты»
6 «Б»
1
«Разговоры о важном»
7
1
«Россия - мои горизонты»
7
2
«Разговоры о важном»
8
2
«Россия - мои горизонты»
8
2
НОУ «Природа и мы»
6-11
2
«Разговоры о важном»
9
2
«Россия - мои горизонты»
9
2
«Шаг за шагом к ОГЭ»
9
3
«Подготовка к ОГЭ по биологии»
9
3
«Подготовка к ОГЭ по географии»
9
3 «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
9
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
17
18
*максимальное количество часов внеурочной деятельности за уровень обучения.
*Родители (законные представители) обучающихся с учетом мнения самих
обучающихся выбирают курсы внеурочной деятельности из перечня, предложенного
организацией в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного
образования образовательной организации, организациях дополнительного образования,
спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях,
возможно сокращение количества часов внеурочной деятельности.
•