Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования (далее Учебный план МКОУ СОШ им.
А.О.Шомахова с.п. Тамбовское) разработана в соответствии с:
•
•
•
•
Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021г., №286 с учетом (потребностей социально-экономического развития
регионов, этнокультурных особенностей населения) (с изменениями и дополнениями на
01.09.2024г. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №31 от
22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»);
Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения от 18.05.2023.№372 (с изменениями и
дополнениями).;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования";
Также при реализации учебного плана НОО учтены требования:
•
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания",
Постановления Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об утверждении перечня
мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке
качества образования»
•
Учебный план ООП НОО (далее - учебный план) МКОУ СОШ им.А.О.Шомахова с.п. Тамбовское
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала,
формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.Содержание
образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт учебных
курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и
индивидуализацию обучения.Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.Учебный план
состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем
части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной
организацией, - 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, которые должны быть
реализованы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.Расписание
учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная
недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем
максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным
правилам и нормативам.Образовательная организация самостоятельна в организации
образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другие). Во
время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.Урочная деятельность
направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального
общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации ООП НОО определяет образовательная.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах
осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы (учебные
модули):
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или) государственный язык
республики Российской Федерации
Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики*:
учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской
культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы
исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России";
учебный модуль: "Основы светской этики"
*Модуль выбирается на основе заявлений родителей (законных представителей) с учетом
мнения обучающихся.
Изобразительное искусство,
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Обучение ведется на русском языке, по 5-дневной учебной неделе.
Учебный план составлен на основе федерального учебного плана (вариант №3) для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском или родном языке, но наряду
с ним изучается один из языков народов России (5-дневная учебная неделя).
Количество учебных занятий за 4 года составляет 2966 часов.
Количество часов в неделю/в год
Предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык (язык народа
Российской Федерации) и
государственный
язык
республики
Российской
Федерации (родной русский
язык/родной
кабардиночеркесский язык, родной
балкарский языка)
Литературное чтение на
родном языке (язык народа
Российской Федерации и
государственный
язык
республики
Российской
Федерации)
Литературное чтение на
родном русском/на родном
кабардиночеркесском/родном
балкарском языке
Иностранный
язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
ОРКСЭ
(модуль
по
выбору
родителей
(законных
представителей) с учетом
мнения обучающихся)
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Итого:
1
2
3
Всего
в неделю/
в год
4
5
3
0,5
165
99
17
5
3
1
170
102
34
5
3
1
170
102
34
5
3
0,5
170
102
17
20
12
3
675
405
102
0,5
17
1
34
1
34
0,5
17
3
103
0
0
2
68
2
68
2
68
6
204
4
2
0
132
66
0
4
2
0
136
68
0
4
2
0
136
68
0
4
2
1
136
68
1
16
8
1
540
270
34
1
1
1
2
33
33
33
66
620
1
1
1
2
34
34
34
68
1
1
1
2
34
34
34
68
1
1
1
2
34
34
34
68
4
4
4
8
135
135
135
270
23
782
23
782
23
782
89
2966
20
(с учетом
16 часов в
сентябреоктябре)
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений:
Учебные недели
Всего часов
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка,
предусмотренная
санитарными
правилами и гигиеническими
нормативами
0
0
33
20
(16
часов в
сентябре
–
октябре)
20
(16
часов в
сентябре
–
октябре)
0
0
34
620
(с учетом
16 часов
в
сентябреоктябре)
23
23
0
0
34
782
23
0
0
0
0
782
89
2966
34
782
23
23
23
89
Для обучающихся 1-3 классов предусмотрены дополнительные часы на изучение родного
языка и литературного чтения на родном языке – 1 час, Для обучающихся 4 классов предусмотрены
дополнительные часы на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке – 2 часа
для интегрированных курсов внеурочной деятельности.
При проведении занятий по русскому языку в образовательной организации (2 - 4 классы), и по
иностранному языку (2- 4 классы) осуществляется деление классов на две и более группы( при
наполняемости класса 20 и более обучающихся).
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная). Для
обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет
34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более
3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных
недель; во втором полугодии - не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является
равномерное чередование период учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна
составлять не менее 7 календарных дней.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май);
в 2 - 4 классах - 40 - 45 минут (по решению образовательной организации).
При реализации 3 варианта федерального учебного плана количество часов на физическую
культуру составляет 2, третий час будет реализован реализовывать образовательной организацией за
счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, часов внеурочной
деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных
клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или
всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в
соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и
3 классов, 2 часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и
контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии
с Гигиеническими нормативами.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах
осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Промежуточная аттестация
Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов
обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или) метапредметных результатовсоставляет один урок (не более чем 45 минут), контрольные работы проводятся начиная со 2 класса.
Объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен
превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного
предмета в данном классе в текущем учебном году.
Предмет
1 класс
Качествен
ная
оценка
уровня
знаний
Литературно Качествен
е чтение
ная
оценка
уровня
знаний
Родной язык Качествен
(язык народа
ная
Российской
оценка
Федерации)
уровня
и
(или)
знаний
государстве
нный язык
республики
Российской
Федерации
(родной
русский
язык/родной
кабардиночеркесский
язык/родной
балкарский
язык)
Русский
язык
Форма годовой промежуточной аттестации
2 класс
3 класс
4 класс
Диктант с
Диктант/ годовая
Диктант с
грамматическим
отметка
грамматическ
заданием
им заданием/
/выставление
годовая
годовой отметки
отметка
контрольная
контрольная
контрольная работа/
работа/выставление работа/выстав
выставление
годовой отметки
ление годовой
годовой отметки
отметки
тест/выставление
годовой отметки
тест/выставле
ние годовой
отметки
тест/выставление
годовой отметки
Литературно Качествен
е чтение на
ная
родном
оценка
языке (язык
уровня
народа
знаний
Российской
Федерации)
(на родном
русском
языке/на
родном
кабардиночеркесском
языке/на
родном
балкарском)
Иностранны
й
язык
(английский
)
Математика Качествен
ная
оценка
уровня
знаний
Окружающи Качествен
й мир
ная
оценка
уровня
знаний
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики
Изобразител Качествен
ьное
ная
искусство
оценка
уровня
знаний
Качествен
Музыка
ная
оценка
уровня
знаний
Труд
Качествен
(технология)
ная
оценка
уровня
знаний
Физическая
зачет/год
культура
овая
отметка
тест/выставление
годовой отметки
тест/выставле
ние годовой
отметки
тест/выставление
годовой отметки
собеседование/выста
вление годовой
отметки
контрольная
работа/выстав
ление годовой
отметки
контрольная
работа/выстав
ление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выстав
ление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
собеседование/выста
вление годовой
оценки
ПР/выставление
годовой отметки
ПР/выставлен
ие годовой
отметки
ПР/выставление
годовой отметки
ПР/выставление
годовой отметки
ПР/выставлен
ие годовой
отметки
ПР/выставление
годовой отметки
ПР/Выставление
годовой отметки
ПР/Выставлен
ие годовой
отметки
ПР/Выставление
годовой отметки
зачет /годовая
отметка
зачет /годовая
отметка
зачет /годовая
отметка
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не превышает
продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4
класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего
задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими
нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии
электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата,
оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное
количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.
1.1. План внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования,
посещения театров, музеев, проведение общественно- полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие обучающихся.
Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития,
индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности
формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного
образа жизни;повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться,
руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной
работы;поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с
учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе
направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:особенности
образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента,
кадровый состав);результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы
и трудности их учебной деятельности;возможность обеспечить условия для организации
разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;особенности
информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные
особенности региона, где находится образовательная организация.Возможные направления
внеурочной деятельности и их содержательное наполнение и являются для образовательной
организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе
направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде
всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики
обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений
внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники
образовательных отношений.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до
1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей образовательной организации.Внеурочная деятельность в соответствии
с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией.
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые
столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно
полезные практики и другие.При организации внеурочной деятельности обучающихся могут
использоваться возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры,
спорта). В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может
заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.Основной формат внеурочных занятий
"Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Наименование
«Разговоры о важном»
«Тропинка в профессии»
« Литературное чтение на родном языке»
«Разговоры о важном»
«Мир профессий глазами детей»
« Литературное чтение на родном языке»
«Разговоры о важном»
«Мой мир профессий»
« Литературное чтение на родном языке»
«Разговоры о важном»
«Тропинка в будущее»
« Литературное чтение на родном языке»
Класс
1
1
1
2
2
3
3
3
4
4
4
Powered byTCPDF (www.tcpdf.org)