Рабочая программа учебного предмета Химия в задачах и упражнениях 10 кл

Пояснительная записка
Учебный курс предназначен для обучающихся 10 класса. Программа курса рассчитана на
34 часа. Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением
курса органической химии в 10 классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно
увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные
знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения
знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и
неорганической химии и для общего развития учеников. Рабочая программа разработана на
основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы
среднего общего образования(ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета
«Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015
№ 996 - р.).
Цель: систематизировать и углубить знания учащихся по органической химии, научить решать
разнообразные задачи повышенной сложности.
Задачи:
сформировать и углубить знания учащихся по органической химии;
продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать,
анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, грамотно и доказательно излагать
учебный материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания, развивать
интеллектуальные творческие способности учащихся;
развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
Формы работы с обучающимися:
−
−
−
−
−
−

Лекции;
Семинары;
Групповые консультации;
Индивидуальные консультации;
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса;
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме
тренировочных упражнений, по опросному листу;
− Зачет;
− В завершении курса учащиеся выполняют пробное тестирование в соответствии
с требованиями к экзаменационной работе по химии.

2

Планируемые результаты
Личностные результаты:
российскую гражданскую идентичность (идентификация себя в качестве гражданина России,
гордость за достижения русских учѐных, за русскую науку, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики; сформированность ценности здорового и безопасного
образа жизни; индивидуальная и коллективная безопасность в чрезвычайных ситуациях;
сформированность
основ экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления; освоенность социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания; развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия̆
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3

Коммуникативные универсальные учебные действия̆
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
обучающийся научится:
пониманию предмета, ключевых теорий и положений, составляющих предмет «Химия», что
обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных вопросов, характерных
для предметной области «Естественные науки»; умение решать основные практические задачи,
характерные для использования методов и инструментария предмета «Химия»; формирование
межпредметных связей с другими областями знания.
Обучающийся получит возможность научиться: овладеть ключевыми понятиями и
закономерностями, на которых строится наука химия, распознавание соответствующих ей
признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению
явлений, характерных для изучаемой науки химии; умение решать как некоторые практические,
так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария
химии; наличие представлений о химии как целостной теории (совокупности теорий), об
основных связях с иными смежными областями знаний.

Содержание программы
Тема 1. Органическая химия в расчетных задачах (17 час)
4

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в
состав вещества.
Определение
молекулярной формулы вещества с использованием плотности
илиотносительной плотности газов.
Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Определение
молекулярных формул веществ по уравнениям химических реакций. Расчеты массовой доли
(массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в
избытке (или содержит примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Комбинированные задачи.
Задачи повышенной сложности.
Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (9 час)
Степень окисления.
Положительная
и
отрицательная,
минимальная и
максимальная,промежуточная, нулевая степени окисления.
Определение потенциальных степеней окисления атомов на основе их строения.
Окислители,
восстановители.
Процессы
окисления и
восстановления.
Окислительно-восстановительные реакции.
Классификация окислительно-восстановительных реакций.Метод электронного баланса.
Классификация реакций окисления и восстановления в органической химии. Окислительновосстановительные реакции с участием углеводородов (алканов, алкенов, алкинов, гомологов
бензола), спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот и их производных, углеводов.
Тема 3. Системно-деятельностный подход к цепочкам превращений органических
веществ (8 часов)
Классификация цепочек превращений.
Цепочки по форме: линейные, разветвленные, циклические. Цепочки однородные и разнородные.
Цепочки открытые и полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.Комбинированные цепочки.
Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений.
Оригинальные цепочки разных видов.
Подготовка к ЕГЭ.
Тематическое планирование
№
1
2

3

Темы разделов курса
Тема 1. Органическая химия в
расчетных задачах
Тема 2. Окислительновосстановительные реакции в
органической химии
Тема 3. Системнодеятельностный подход к
цепочкам превращений
органическихвеществ

Итого
Поурочное планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов
17
9

8

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/
Библиотека Московской электронной
школы
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Видеоуроки на сайте "Инфоурок"
https://iu.ru/video-lessons
Библиотека видеоуроков по
школьной программе на сайте
"Internetурок" https://interneturok.ru/
https://znaika.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/collection/chemistry

34
Кол-во
часов

Дата

5

план
Тема № 1. Органическая химия в расчетных задачах

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

17

Определение молекулярной формулы вещества по
массовым долям элементов, входящих в состав вещества.
Определение молекулярной формулы вещества по
массовым долям элементов, входящих в состав вещества.
Определение молекулярной формулы вещества с
использованием плотности или относительной плотности
газов.
Определение молекулярной формулы вещества с
использованием плотности или относительной плотности
газов.
Определение молекулярной формулы вещества по
продуктам его сгорания.
Определение молекулярной формулы вещества по
продуктам его сгорания.
Определение молекулярных формул веществ по
уравнениям химических реакций.
Определение молекулярных формул веществ по
уравнениям
химических реакций.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в
смеси.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в
смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов
реакции, если одно из веществ дано в избытке (или
содержит примеси).
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов
реакции, если одно из веществ дано в избытке (или
содержит примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта
реакции от теоретически возможного.
Комбинированные задачи.
Задачи повышенной сложности.

22. Метод электронного баланса.
23. Классификация реакций окисления и восстановления в
органической химии.

1

08.09

1

15.09

1

22.09

1

29.09

1

06.10

1

13.10

1

20.10

1

27.10

1
1

10.11
17.11

1

24.11

1

01.12

1

08.12

1

15.12
22.12

1

16. Задачи повышенной сложности.
17. Зачет № 1 по теме «Органическая химия в расчетных
задачах»
Тема № 2.Окислительно-восстановительные
реакции
в органической химии
18. Степень окисления. Положительная и отрицательная,
минимальная и максимальная, промежуточная, нулевая
степени окисления.
19. Определение потенциальных степеней окисления атомов
на основе их строения.
20. Окислители, восстановители. Процессы окисления и
восстановления.Окислительно-восстановительные реакции.
Классификация окислительно-восстановительных реакций.
21. Метод электронного баланса.

факт

1
1

29.12
12.01

9
1

19.01

1

26.01

1

02.02

1
1
1

09.02
16.02
01.03
6

24. Окислительно-восстановительные реакции с участием
углеводородов (алканов, алкенов, алкинов, гомологов
бензола)
25. Окислительно-восстановительные реакции с
участиемспиртов,альдегидов, кетонов, карбоновых кислот и
их производных, углеводов.
26. Зачет № 2 по теме «Окислительно-восстановительные
реакции в органической химии»
Тема № 3.Системно-деятельностный подход к
цепочкам превращений органических веществ
27. Классификация цепочек превращений.
28. Цепочки по форме: линейные, разветвленные, циклические.
29. Цепочки однородные и разнородные.
30. Цепочки открытые и полуоткрытые, полузакрытые и
закрытые.
31. Комбинированные цепочки.
32. Программа

деятельности по решению
цепочек
превращений
органических соединений. Оригинальные цепочки разных
видов.
33. Зачет № 3 по теме «Системно-деятельностный подход к
цепочкам превращений органических веществ»
34. Резерв
Итого

1

1
1

15.03
22.03
05.04

9
1
1
1
1
1

12.04
19.04
26.04
03.05
10.05

1

17.05

1

24.05

1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
7

1. Химия, 10 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. «Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.:
Дрофа, 2009 – 216 с
3. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвеще- ние, 2009
4. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочар- никова. –Изд.2-е. Волгоград: Учитель, 2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Проверочные и контрольные работы. 10 класс (авторы О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак).
Химия в тестах, задачах и упражнениях. 10класс (авторы О.С. Габриелян, И. В. Тригубчак).
2. Пичугина Г.В. «Химия и повседневная жизнь человека» - 2-е изда- ние, стереотипное –
М.: Дрофа, 2006. – 252 с
3. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград:
Учитель, 2006 : Учитель, 2006
4. Гаршин А.П. «Органическая химия в таблицах и схемах» – ХИМИЗДАТ, 2006. – 184 с
5. Кузнецова Н.В., Левкин
А.Н. «Задачник по химии. 10 класс
6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия. Материалы для подготовки к единому
государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы» – М.: Дрофа, 2018 – 703 с
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Библиотека Московской электронной школы https://uchebnik.mos.ru/catalogue Видеоуроки на
сайте "Инфоурок" https://iu.ru/video-lessons
Библиотека видеоуроков по школьной программе на сайте "Internetурок"
https://interneturok.ru/ Онлайн-школа "Знайка" https://znaika.ru/
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».