Рабочая программа учебного предмета Родной кабардино-черкесский язык для 7 класса

1.Пояснительная записка.
1.1 Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
В основе программы по родному (кабардино-черкесскому) языку лежит системнодеятельностный

подход,

являющийся

методологией

ФГОС

ООО.

Системно-

деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды
развития

обучающихся

в

системе

познавательную

деятельность,

индивидуальных

возрастных,

общего

построение

образования,

их

образовательного

психологических

и

активную
процесса

физиологических

с

учебноучётом

особенностей

обучающихся.
1.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие
сведения о языке (взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры кабардинцев и черкесов, межкультурные и языковые взаимодействия с другими
народами Российской Федерации), разделы науки о языке (устройство языка и
особенности функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение
следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к
кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и
других народов Российской Федерации, формирование отношения к кабардиночеркесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение,
сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих

пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с
соблюдением норм этикета;
ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических,
грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных
знаний, умений и навыков, развитие способности обучающегося к анализу и оценке
языковых явлений и фактов;

развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

её

в

самостоятельно созданных высказываниях.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю)

2. Содержание учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык
7 класс
Общие сведения о языке
Кабардино-черкесский язык в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии:
значение и функции. Формулирование значения родного языка как государственного во
всех сферах жизнедеятельности республик. Определение значения и функций родного
языка.
Разделы науки о языке
Повторение. Повторение изученного. Морфология. Синтаксис. Прямая и косвенная
речь. Способ передачи чужой речи. Знаки препинания. Монолог. Диалог.
Морфология
Причастие
Грамматическое

значение,

морфологические

и

синтаксические

признаки

причастия. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам,
согласование с существительным. Изменение причастия по времени. Причастный оборот.
Морфологический разбор.
Деепричастие
Грамматическое

значение,

морфологические

и

синтаксические

признаки

деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Формы образования
деепричастия.

Изменение

деепричастия

по

времени.

Деепричастный

оборот.

Морфологический разбор.
Наречие
Морфологические признаки и синтаксические функции наречия. Основные группы
наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины,
цели. Степени сравнения наречий. Словообразование и правописание наречий.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
Морфологический разбор.

Синтаксис и пунктуация
Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Бессоюзные сложные
предложения. Синтаксический разбор.
Служебные части речи. Послелог. Союз. Частица. Междометия
Понятие о послелоге. Назначение послелогов в речи. Разряды предлогов по
значению. Переход слов из самостоятельных частей речи в послелог. Назначение союзов в
речи: для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей
текста. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы; их группы по значению.
Подчинительные союзы. Морфологические признаки и синтаксические функции частиц.
Правописание. Морфологический разбор. Основные функции междометий. Разряды
междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки

препинания при

междометиях.

Морфологический и фонетический разбор.
Речевая деятельность и культура речи
Сочинение-рассуждение. Виды диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение,
диалог-обмен мнениями. Изложение. Построение текста-рассуждения в различных стилях
речи. Защита проекта.

3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования.
3.1.В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:

1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из

литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

взаимопониманию

и

взаимопомощи,

активное

деятельности,
участие

в

стремление

к

самоуправлении

в

образовательной организации;
готовность

к

участию

в

гуманитарной

деятельности

(помощь

людям,

нуждающимся в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардиночеркесского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России,
ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего
народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардиночеркесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их

возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе

ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие

изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
3.1.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного
общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
3.1.3.У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать
существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
3.1.4.У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
3.1.5.У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки

зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
3.1.6. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять

свои

суждения с суждениями

других

участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

проведённого

языкового

анализа,

выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
3.1.7.У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
3.1.8.У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоконтроля,

эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности,

понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения, оценивать соответствие результата цели
и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку; принимать
себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.1.9.У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3.1.10. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую
речь;
развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен
мнениями;

строить монолог: повествование, описание, рассуждение; соблюдать нормы
речевого поведения в разных ситуациях; определять термины «фонетика» и
«орфоэпия»; формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов,
проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и
заднего ряда;
объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные,
лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных; анализировать
звуко-буквенный состав слов; объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
определять и формулировать значение алфавита; рассказывать исторические сведения о
создании алфавита; объяснять историю кабардино-черкесской письменности; объяснять
значение письменности в жизни общества; определять морфемику и словообразование как
раздел лингвистики; определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы,
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в
корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа,
принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;
определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного,
форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов,
аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения; выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово; определять
основные понятия лексикологии; распознавать омоним,
синоним, антоним;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей

речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и
переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы,
синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол) по грамматическому
значению и морфологическим признакам; распознавать служебные части речи;
определять грамматическое значение и морфологические признаки
существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять собственные и нарицательные имена существительные
(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, 1уащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; определять
правописание существительных, заимствованных из русского языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно

применять аффиксы падежей имён существительных

в предложении;
определять грамматические признаки
глагола; определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от
существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные,
качественные, относительные прилагательные; определять формы сравнения
качественных прилагательных; образовывать имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;

определять правописание прилагательных, являющихся определением для
существительных;
различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование и
изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; образовывать
прилагательные от существительных; проводить морфологический разбор именных
частей речи; применять знания по морфемике и словообразованию в практике
правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой
практике;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;
определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели
поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита
проекта).
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.

3.2.

3.2.1.Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К
концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять значение и функции государственного языка и формулировать
значение родного языка в жизнедеятельности; проводить морфологический разбор;
определять главные и второстепенные члены предложения; определять способы
передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова автора;
соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании;
распознавать в тексте чужую речь; вести диалог;
развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в
сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать местность, портрет, действие),
размышлять по заданной проблемной теме и высказывать свои мнения в сочиненияхрассуждениях;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и
неформального межличностного общения;
определять тему и основную мысль текста;
составлять подробный и краткий план текста;

извлекать и систематизировать материал на определенную тему;
определять формы глагола: причастие и деепричастие;
определять общее грамматическое значение причастия, морфологические и
синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме
будущего);
определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам,
числам и падежам, согласование с существительным;
определять изменение причастия по времени;
выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот запятыми;
формулировать понятие о деепричастии: общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у деепричастия;
определять формы образования деепричастия;
использовать в речи отрицательные формы деепричастий;
составлять предложения с деепричастиями;
выделять запятыми деепричастный оборот;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
формулировать понятие о наречии как части речи;
определять роль наречий в речи, его морфологические признаки и синтаксические
функции;
выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и
степени, места, времени, причины, цели; подбирать степени сравнения наречий;
определять словообразование наречий, словообразование наречий путём перехода
слов из одной части речи в другую правописание наречий; проводить морфологический
разбор причастий и деепричастий; определять сложные предложения: союзные,
бессоюзные сложные предложения;
выделять знаки препинания в сложных предложениях; формулировать общее
понятие о служебных частях речи; определять назначение послелогов в речи; владеть
наиболее часто употребляемые послелогами в речи; формулировать понятие о союзе, их
назначении в речи, использовать союзы для связи однородных членов предложения,

частей сложных предложений и частей текста;
выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;
формулировать понятие о частицах, её морфологические признаки и
синтаксические функции, правописание частиц; формулировать понятие о междометии;
определять

основные

функции

междометий,

разряды

междометий,

знаки

препинания при междометиях;
определять звукоподражательные слова;
проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц,
союзов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов носит рекомендательный характер и может быть скорректировано для
обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом уровня подготовки обучающихся и количества часов,
выделенных образовательной организацией на изучение предмета.

7 класс (68 ч.)
Блок
Общие сведения о
языке

Разделы науки о
языке.
Повторение

Темы
Кабардино-черкесский язык в КабардиноБалкарии и Карачаево-Черкессии:
значение и функции.
Формулирование значения родного языка
как государственного во всех сферах
жизнедеятельности республик.
Определение значения и функций
родного языка
Повторение изученного.
Морфология
Синтаксис

Колво
часов
1

1
1

Прямая и косвенная речь

1

Способ передачи чужой речи.
Знаки препинания

1

Основные виды деятельности обучающихся
Формулировать значение родного языка как государственного во
всех сферах жизнедеятельности республик.
Определять значение и функции родного языка.
Участвовать в коллективном учебном диалоге по теме «Статус
кабардино-черкесского языка»

Определять слова по морфологическим признакам.
Формулировать вопросы, находить исходную форму слова.
Определять основу предложения, главные и второстепенные члены.
Конструировать предложения из предложенных слов.
Создавать тексты, ставить знаки препинания.
Передавать чужую речь, ставить знаки препинания.
Отличать монолог от диалога.

Монолог.
Диалог- этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями

1

Диктант

1

Грамматическое значение,
морфологические и синтаксические
признаки причастия

1

Признаки глагола у причастия:
возвратность, вид, время (кроме
будущего)
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным
Изменение причастия по времени

1

Причастный оборот

1

Морфологический разбор

1

Речевая
деятельность и
культура речи

Сочинение-рассуждение :
«Ныбжьэгъугъэ» («Дружба»)

1

Деепричастие

Грамматическое значение,
морфологические и синтаксические
признаки деепричастия.
Признаки глагола и наречия у
деепричастия
Формы образования деепричастия
Изменение деепричастия по времени

1

Стартовая
диагностика
Части речи.
Причастие

1

1

1
1
1

Проводить устный диалог.
На письме правильно ставить знаки препинания.
Выделять из текста монолог и диалог.
Участвовать в коллективном диалоге, приводить примеры к
теоретическому материалу, связано излагать свои мысли.
Преобразовывать прямую речь в косвенную
Выполнять контрольную работу
Формулировать общее грамматическое значение, морфологические
и синтаксические признаки причастия.
Выделять из предложения причастие.
Определять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время
(кроме будущего).
Определять признаки прилагательного у причастия: изменение по
родам, числам и падежам, согласование с существительным.
Изменять причастие по времени.
Выделять причастный оборот, ставить знаки в причастном обороте.
Образовывать причастие от глагола.
Проводить морфологический разбор.
Образовывать причастия настоящего, прошедшего и будущего
времени.
Работать в паре, совместно выделять в тексте причастные обороты,
объяснять постановку знаков препинания друг другу
Составлять план.
Формулировать свои мысли письменно.
Соблюдать орфографические, пунктуационные нормы и культуру
речи.
Работать индивидуально с письменным изложением о
рассуждениях на заданную тему
Формулировать общее грамматическое значение, морфологические
и синтаксические признаки деепричастия.
Выявлять признаки глагола и наречия у деепричастия.
Определять формы образования деепричастия.
Изменять деепричастия по времени.
Выделять деепричастный оборот запятыми.
Выявлять синтаксическую функцию деепричастия.

Деепричастный оборот

1

Морфологический разбор

1

Диктант
Работа над ошибками
Морфологические признаки и
синтаксические функции наречия

2

Основные группы наречий по значению:
наречия образа действия, меры и степени,
места, времени, причины, цели
Степени сравнения наречий
Словообразование и правописание
наречий
Словообразование наречий путем
перехода слов из одной части речи в
другую
Морфологический разбор

1

Речевая
деятельность и
культура речи

Изложение: «ЦIыхум и уасэр и
лэжьыгъэрщ» (Цена человека – его труд)

2

Синтаксис и
пунктуация

Сложные предложения
Сложные предложения с союзами
Бессоюзные сложные предложения
Синтаксический разбор

1
1
1
2

Промежуточная
аттестация
Наречие

1

1
1
1

Образовывать формы деепричастий.
Использовать в речи отрицательные формы деепричастий.
Составлять предложения с деепричастиями.
Проводить морфологический разбор.
Работать в паре, совместно выделять в тексте деепричастные
обороты, объяснять постановку знаков препинания друг другу
Выполнять контрольную работу
Формулировать морфологические признаки наречия.
Определять разряды наречий (наречия образа действия, меры и
степени, сравнения, места, времени, цели).
Образовывать наречия.
Выявлять синтаксическую роль наречий в предложении.
Определять различные способы образования наречий.
Употреблять степени сравнения наречий.
Проводить морфологический разбор.
Работать в паре, определять совместно, к какой группе относится
наречие, объяснять почему

1
Развивать письменную речь, соблюдать орфографические
и пунктуационные нормы языка, культуру речи.
Изъяснять свои мысли письменно.
Работать индивидуально с творческой работой с последовательным
аргументированным изложением своего видения ценности человека
Определять сложное предложение.
Конструировать сложные предложения из нескольких простых.
Составлять сложные предложения с союзами и без союзов.
Проводить синтаксический анализ.
Ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Определять тип сложного предложения (союзное, бессоюзное).
Определять средство связи в бессоюзных сложносочиненных

предложениях.
Участвовать в учебном коллективном диалоге по теме «Типы
сложных предложений»
Речевая
деятельность и
культура речи

Изложение: «УэщIыр хъумэн хуей?»
(Нужно ли охранять природу?)

1

Служебные части
речи.
Послелог.
Союз.
Частица.
Междометия

Понятие о послелоге. Назначение
послелогов в речи
Разряды предлогов по значению.
Переход слов из самостоятельных частей
речи в послелог
Назначение союзов в речи: для связи
однородных членов предложения, частей
сложных предложений и частей текста
Простые и составные союзы
Сочинительные союзы; их группы по
значению
Подчинительные союзы
Морфологические признаки и
синтаксические функции частиц.
Правописание
Морфологический разбор
Основные функции междометий.
Разряды междометий
Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях
Морфологический и фонетический
разбор

1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

Развивать письменную речь, соблюдать орфографические и
пунктуационные нормы языка, культуру речи.
Изъяснять свои мысли письменно.
Работать индивидуально с творческой работой с
аргументированным изложением своего видения проблемы
Выделять служебные части речи.
Определять отличие служебных частей речи от самостоятельных
частей речи.
Применять союзы при составлении предложений.
Употреблять в речи частицы, звукоподражательные слова,
междометия, частицы.
Определять союзы, союзные слова, послелоги.
Проводить морфологический и фонетический анализ.
Определять правописание служебных частей речи.
Участвовать в учебном диалоге по теме «Типы союзов»

Речевая
деятельность и
культура речи

Построение текста-рассуждения в
различных стилях речи.
Виды диалога.
Защита проекта «Жена Ивана Грозного
– кабардинская княжна Мария»

Контрольный диктант

2

Составлять текст по заданному сценарию.
Выделять суть текста.
Делать самостоятельный анализ текста.
Определять стилистику текста.
Выделять из текста общеупотребительные и профессиональные
слова.
Заканчивать заданный текст.
Участвовать в коллективном диалоге о видах текстов и стилях
речи.
Защищать проект «Жена Ивана Грозного – кабардинская княжна
Мария».
Рассуждать об межэтнических и межконфессиональных
отношениях.
Соблюдать культуру речи и орфоэпические нормы кабардиночеркесского языка.
Совершенствовать монологическую речь и отстаивание своего
мнения.
Работать индивидуально или в паре над исследовательской
работой, защищаемой в коллективном диалоге, с обсуждением
вопросов интернационального воспитания
Выполнять контрольную работу

1

Выполнять тестовые задания

1

Работа над ошибками
Предметная
аттестация.
Тесты

Закрепление материала, изученного в 7
классе

7 - нэ классым и календарно – тематическэ план
(Сыхь. 68)
№

Темэхэр

Зэман

п/п

щаджы

щаджар

Сыхь.
бж.

нур
Адыгэ тхыбзэр – с.2

1

Иджырей алфавитым и тхыдэ.

02.09

1

2

Иджырей адыгэбзэ алфавитыр. Орфографиер.

08.09

1

Къытегъэзэжыныгъэ – с.4

3

Фонетикэ, лексикэ. Орфографие.

09.09

1

4

Псалъэ къэхъукIэ. Морфологие.

15.09

1

5

Псалъэухахэр, абыхэм нагъыщэ зэрыщагъэув
щIыкIэр.

16.09

1

6

Псалъэухар и пкъыгъуэкIэ зэпкърыхыныгъэ.

22.09

1

7

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

23.09

1

8

Щыуагъэхэм елэжьыжын.

29.09

1

Морфологие – с. 42

Причастие – с. 13

9

Причастием и мыхьэнэр.

30.09

1

10

Причастие зылэжьрэ зэлэжьрэ.

06.10

1

11

Зылэжь причастием и къэхъукIэр.

07.10

1

12

Зэлэжь причастием и къэхъукIэр.

13.10

1

13

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

14.10

1

14

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

20.10

1

15

Обстоятельственнэ причастиехэр, абыхэм я
къэхъукIэр.

21.10

1

16

Обстоятельственнэ причастиехэм я къэхъукIэр.

27.10

1

17

Причастие зыгъэзэжхэр.

28.10

1

18

Причастиер зэманкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур.

10.11

1

19

Причастиер щхьэкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур.

11.11

20

Причастиер падежкIэ, бжыгъэкIэ зэхъуэкIа
зэрыхъур.

17.11

1

21

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

18.11

1

22

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

24.11

1

23

Причастнэ оборотыр.

25.11

1

24

Причастиер морфологическэкIэ
зэпкърыхыныгъэ. Словарнэ диктант.

01.12

1

25

Причастием къытегъэзэжыныгъэ. Причастием
теухуауэ проект лэжьыгъэ.

02.12

1

Деепричастие – с. 7

26

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

08.12

1

27

Щыуагъэхэм елэжьыжын.

09.12

1

28

Деепричастием и мыхьэнэр.

15.12

1

29

Деепричастиер къызэрыхъу щIыкIэр.

16.12

1

30

Деепричастиер щхьэкIэ, бжыгъэкIэ зэхъуэкIа
зэрыхъур.

22.12

1

31

Деепричастием и зэман формэхэр.

23.12

1

32

Деепричастнэ оборотыр.

29.12

1

33

Деепричастиер морфологическэкIэ
зэпкърыхыныгъэ.

30.12

1

34

Деепричастием къытегъэзэжыныгъэ.

1

Наречие – с. 10

35

Наречием и мыхьэнэр.

36

Наречиер къызэрыхъу щIыкIэр.

37

Суффикс –у//- уэ -кIэ плъыфэцIэм къытекI
наречиехэр.

1

38

Суффикс –у//-уэ-кIэ,-э,-рэ-кIэ бжыгъэцIэхэм
къатекI наречиехэр.

1

39

Суффикс –у//-уэ-кIэ, дэ-кIэ цIэпапщIэхэм
къатекI цIэпапщIэ -наречиехэр.

1

1

40

ЩыIэцIэхэм, плъыфэцIэхэм, наречиехэм
къатекI наречиехэр.

1

41

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

1

42

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

1

43

Наречие зэхэлъхэр, абыхэм я тхыкIэр.

1

44

Наречие зэхэлъхэр, абыхэм я тхыкIэр.

1

45

Наречиер морфологическэкIэ зэпкърыхыныгъэ.

1

46

Наречием къытегъэзэжыныгъэ.

1

47

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

1

48

Щыуагъэхэм елэжьыжын.

1

Зи щхьэ хущымыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэр. Послелогхэр – с. 3

49

Зи щхьэ хущыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэмкIэ тест
лэжьыгъэ.

1

50

Послелогым и мыхьэнэр.

1

51

Послелогыр морфологическэу зэпкърыхыныгъэ.

1

Союз – с. 4

52

Союзым и мыхьэнэр.

53

Союзым и мыхьэнэр.

54

Союз къызэрыкIуэ,

1

1

зэхэлъ, зэхэт, абыхэм я тхыкIэр.
55

Союзыр морфологическэкIэ зэпкърыхыныгъэ.

1

Частицэ – с. 3

56

Частицэм и мыхьэнэр.

57

Частицэм и мыхьэнэр.

58

Частицэр морфологическэкIэ зэпкърыхыныгъэ.

1

59

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

1

60

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

1

1

Междометие – с. 2

61

Междометием и мыхьэнэр. Словарнэ диктант.

1

62

Междометием къытегъэзэжын.

1

63

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

1

64

Диктантым хэлэжьыхьыжын.

1

65

Зи щхьэ хущымыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэмкIэ
проект лэжьыгъэ.

1

Илъэсым зэджам къытегъэзэжыныгъэ - с. 3

66

Яджахэм къытегъэзэжын.

1

67

Яджахэм къытегъэзэжын.

1

68

Гъэ псом яджар къызэщIэкъуэжын

1
с.68

Рекомендуемый перечень внеурочных мероприятий
7 класс
Акция «Уи бзэр хъумэ!» («Береги родной язык!»). Создание буклетов с
изречениями именитых людей о родном языке и раздача буклетов в школе и на улицах.
Развитие способностей общения с людьми разных возрастов.
Познавательная игра «Тхыдэм и гъуэгу» («Путешествие в историю»). Изучение
старинных названий сел, рек, географических мест Кабардино-Балкарии и КарачаевоЧеркессии, развитие кругозора, словарного запаса. Составление предложений и текстов с
такими названиями. Поиск информации вместе с родителями.
Работа в паре. Я – журналист. «ГъащIэм и дерс» («Уроки жизни»). Проведение
опроса среди учителей и жителей микрорайона о том, какие у них имеются пожелания для
подрастающего поколения и, какие советы можно им дать. Отрабатывание навыков
индивидуальной работы, развитие говорения. Оценивание результатов может проводиться
между параллельными классами.
Исследовательская работа «Ди лъэпкъ жыг» («Генеалогическое древо моего рода»).
Изучение родословной, развитие устной и письменной речи. Выступление с результатами
исследования в виде презентации перед одноклассниками.
Экскурсия в Национальный музей. Развитие опыта неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества, наблюдательности, внимания, чувства прекрасного.
Подготовка сообщения в устной и письменной форме. Оформление материала, сбор
фотографий, проектирование презентаций как результат посещения музея.
Олимпиада по кабардино-черкесскому языку. Повтор тем по родному языку.
Работа с контрольно-измерительными материалами. Ответ на тестовые вопросы.
Составление текста. Соблюдение языковые нормы. Творческое применение полученных
знания и умений на практике.

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»).

5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»).

7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.

4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский

язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Словарь
6.

Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора, 1999.

– 854 с.
7.

Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический

словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с.
8.

Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой

русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с.
9.

Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино-черкесской и

русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
10. Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус,
1997. – 118 с.
11. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
12. Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А. О.
Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
13. Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с иллюстрациями).
Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
14. Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-Центр,
2020. – 942 с.
Научная литература (монографии, статьи)
15. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.
Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
16. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.
Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
17. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010.
– 302 с.
18. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус,
2010. – 254 с.
19. Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского языка.
Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор, 2015. – С. 198–202.

20. Карданов М. Л. Философско-религиозное мировосприятие действительности и
развитие

лексико-тематической

группы

«природа».

Материалы

международной

конференции, посвященной Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской
республике. Черкесск, 2015. С. 243-246.
21. Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика. Нальчик:
КБГУ, 2019. – 54 с.
Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и
обучающихся, программы дополнительного образования и др.)
22. Дышекова

М. С.,

Дышекова

Р. Р.,

Тлимахова

М.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
23. Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
24. Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 7 кл.
Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
25. Карданов

М. Л.,

Битова

М. Г.,

Кагермазова

А. Ф.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
26. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.
Информационные ресурсы
27. Ведущий образовательный портал учителей // URL: https://infourok.ru/diktantipo-kabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения:10.07.2022)
28. Кабардинский

толковый

словарь

//

URL:

https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/ (дата обращения:10.07.2022)
29. Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский
(дата обращения:10.07.2022)
30. Онлайн-словарь

//

URL:

https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/

(дата

обращения:10.07.2022)
31. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения:10.07.2022)
32. Портал

«Российское

образование»

//

URL:

www.edu.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
33. Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru (дата
обращения:10.07.2022)
34. Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL: https://vk.com/wall89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)

35. Сеть

творческих

учителей

//

URL:

http://www.it-n.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
36. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: https://sibza.org/books
(дата обращения:10.07.2022)
37. Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru (дата
обращения:10.07.2022)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».