Рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык».
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5,8,9 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода
способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе
обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системнодеятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную
деятельность,

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура
речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной

и

духовной

культуры

кабардинцев

и

черкесов,

отражающий

межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о
языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к
кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и
других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к
духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих

пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с
соблюдением норм этикета;

ознакомление

с

языковой

системой,

формирование

базовых

лексических,

грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных
знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых
явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 204 часа: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
2. Содержание обучения
5 класс.
2.1. Общие сведения о языке.
Вводный рассказ о происхождении родного языка. Диалог «Что значит
для меня мой родной язык».
Разделы науки о языке.
Язык и речь. Устная и письменная речи. Общие понятия о кабардино-черкесском
языке. Повторение изученного материала в начальных классах. Повторение частей речи.
Правописание буквы а со звучанием [э]. Словообразование и морфология.
2.2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.
Абруптивные согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки. Определение терминов
«фонетика» и «орфоэпия». Формулирование смыслоразличительной функции звука.
Объяснение

знаков

транскрипции

и

диакритических

знаков

при написании слов, проведение транскрипции и фонетического разбора слов.
Объяснение системы гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего
ряда. Объяснение системы согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные.
Случаи несоответствия гармонии гласных и согласных. Анализ звуко-буквенного состава
слова. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Алфавит. Исторические сведения о создании алфавита. Правописание разделительных ъ и
ы. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Фонетический разбор.
2.3. Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды
предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные
члены

предложения.

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения

с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с прямой речью.
Монолог. Диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. Нормы
речевого поведения в разных ситуациях.
2.4. Лексика.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Использование толковых словарей, поиск в них
омонимов, синонимов.
2.5. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные

префиксы.

Словообразовательные

суффиксы.

Словоизменительные морфемы. Правописание префиксов зы-, зэ-. Морфемный разбор.
2.6. Морфология.
Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя

существительное:

значение,

признаки,

синтаксические

функции.

Нарицательные и собственные имена существительные. Уменьшительно-ласкательные
формы имён существительных. Правописание собственных имён существительных
(заглавная буква и кавычки). Число имён существительных. Типы склонения имён
существительных.

Изменение

собственных

имён

существительных

по

падежам.

Правописание существительных, заимствованных из русского языка. Словообразование
имён существительных. Морфологический разбор.
Глагол: основные грамматические признаки глагола. Времена глагола: прошедшее,
настоящее, будущее. Лицо и число глагола. Отличие неопределённой формы глагола от
других форм глагола и отличие её от существительных (щэн, вэн-сэн, удын). Способы
образования глагола.
Имя прилагательное: морфологические признаки, синтаксические функции
прилагательного. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные
прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и
изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Правописание
прилагательных, являющихся определением для существительных. Словообразование
имён прилагательных. Образовывать прилагательные от существительных.
2.7. Речевая деятельность и культура речи.
Монолог и диалог. Речь устная и письменная, разговорная и книжная. Защита
проекта.
3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования.

3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и

правилах

межличностных

отношений в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность

к

участию

в

гуманитарной

деятельности

(помощь

людям,

нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России,
ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего
народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям

народа,

в

том

числе

отражённым

в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания

последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных

традиций

и

народного

творчества,

стремление

к

самовыражению

в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

собственный

жизненный

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории

образования

и

жизненных

планов

с

учётом

личных

и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения

задач

в

области

окружающей

среды,

планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред

окружающей

среде,

в

том

числе

сформированное

при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической

и

социальной

сред,

готовность

к

участию

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других

людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного

общего

познавательные

образования
универсальные

у

обучающегося

учебные

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
умения совместной деятельности.
3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

при

работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
3.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
3.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять

свои

суждения

с

суждениями

других

участников

диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ

решения

учебной

задачи

с

учётом

имеющихся

ресурсов

и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
3.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как

части регулятивных

универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности,

понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности

и

проявлять

готовность

к представлению отчёта перед группой.
3. 3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;
формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов,
проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда;
объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные,
лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;

объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова
(производная, непроизводная);
различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в
корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа,
принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;
определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного,
форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов,
аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;
выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
знать определение омонима, синонима, антонима;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы,
синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное,
имя

прилагательное,

имя

числительное,

глагол)

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять

грамматическое

значение

и

морфологические

признаки

существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять

собственные

и

нарицательные

имена

существительные

(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно

применять

аффиксы

падежей

имён

существительных

в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от
существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные,
качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;
определять

правописание

прилагательных,

являющихся

определением

для существительных;
различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой
практике;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;

определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели
поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита
проекта).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (68 ч.)
Блок

Разделы и темы

Общие сведения о Вводная
тема
языке
родном языке.

Разделы
языке

науки

Кол-во часов

о 1

о Язык и речь. Устная и 2
письменная
речи.
Общие понятия о
кабардино-черкесском
языке.

Характеристика
основных
видов
деятельности
обучающихся
Определять язык как
основное
средство
общения. Определять
значение кабардиночеркесского языка для
общества.
Понимать отличие
устной и
письменной речи.
Формулировать
понятия о языке и
речи, видах речи и
формах речи:
диалоге и монологе.
Формулировать
понятие о культуре
речи; речевом этикете
кабардино-черкесского
языка.
Ставить вопросы по
содержанию текста и
формулировать ответы
на них.
Составлять
собственные тексты,
пользуясь материалом
урока,
образцом, ключевыми
словами,
вопросами или
планом.
Понимать содержание
прослушанных
и прочитанных текстов
различных
функциональносмысловых типов
речи.
Уметь правильно

Повторение
2
изученного материала
в начальных классах.
Словообразование и
морфология.

Повторение частей
речи. Правописание
буквы а со звучанием
э.

1

бегло, осознанно и
выразительно читать
тексты на
кабардино-черкесском
языке.
Владеть
понятием
«однокоренные слова»
и
уметь
их
образовывать.
Выделять
корень
слова,
различные
морфемы.
Знать
особенности
личных
приставок,
приставок
времени,
как
словоизменительных
приставок;
образование
новых
слов при
помощи
аффиксов
Выполнять
разбор
слова по составу на
основе
словообразовательного
анализа
(вычленять
форманты
(личные
временные аффиксы) и
основу,
в
составе
основы
находить
корень,
словообразовательные
приставки, суффиксы).
Различать части речи:
существительное,
прилагательное,
глагол, местоимение.
Выполнять
упражнения
в
изменении
существительного по
числам и падежам; в
изменении
прилагательного
по
числам и падежам;
изменение глаголов по
временам и числам в
прошедшем,
настоящем и будущем
времени по лицам.
Определять
характерные

Стартовая
диагностика
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия.

Синтаксис
пунктуация

Диктант.

1

Звуки речи. Гласные и
согласные
звуки.
Звонкие и глухие
согласные звуки.
Составные согласные
(звонкие,
глухие)
звуки,
их
правописание.
Абруптивные
согласные
звуки.
Лабиализованные
согласные звуки.
Алфавит.
Правописание
разделительных ъ и ы.
Слог.
Правила
переноса
слов.
Ударение.
Фонетический разбор.

2

и Понятие о синтаксисе
и пунктуации.
Словосочетание.
Предложение.
Предложение. Виды
предложений по цели
высказывания.
Главные
члены
предложения.
Второстепенные
члены предложения.
Дополнение.
Определение.

2

2

1

1

1

2

1

1

особенности
употребления
послелогов,
в
зависимости
от
занимаемого
места,
выражающих
различные
пространственновременные,
сравнительные и др.
грамматические
особенности.
Выполняют
контрольную работу.
Выявлять
различие
звуков и букв; уметь
характеризовать буквы
и звуки; находить
допущенные в тексте
ошибки;
уметь
работать со словарями,
ориентироваться
в
алфавитном столбике.
Знать
исторические
сведения о создании
алфавита;
правописание
разделительных ъ, ы.
Уметь
определять
правильно
слог
в
слове, уметь становить
ударение; выполнять
правильно
перенос
слова;
выполнять
фонетический разбор
слова;
уметь
оценивать
свои
достижения
при
выполнении заданий.
Различать
предложения,
словосочетания, слова;
предложения по цели
высказывания,
по
эмоциональной
окраске.
Находить главные и
второстепенные члены
предложения
и
обращение;
однородные
члены
предложения.

Обстоятельство.
Предложения
однородными
членами.
Предложения
обращениями.
Предложения
прямой речью.
Монолог. Диалог.

Лексика.

Речевая
деятельность
культура речи.

1
с 1
с
с 2

Лексическое значение
слова. Однозначные и
многозначные слова.
Прямое и переносное
значение
слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.

2

1

2

1
1

Сочинение2
и рассуждение на тему
«Адыгэ
фащэм
и

Находить связь между
словами
в
словосочетании
и
предложении.
Умение
определять
предложение,
его
смысловую единицу и
интонационную
законченность; уметь
использовать
знаки
препинания в прямой
речи.
Употреблять
интонации
в
различных
видах
предложений.
Создавать монолог и
вести диалог как в
письменной, так и в
устной форме.
Определять
лексическое значения
слова,
уметь
правильно
использовать в своей
речи;
различать
однозначные
и
многозначные слова;
формулировать
значения
многозначных
слов;
уметь использовать в
устной и письменной
речи однозначные и
многозначные слова;
пользоваться
толковыми словарями
и
уметь
находить
нужное
слово;
формулировать прямое
и переносное значение
слова; знать теории
омонимии, синонимии
и антонимии; умение
использовать их в
своей речи; правильно
выделять
омонимы,
синонимы и антонимы
в предложениях и
тексте.
Составлять
план.
Формулировать свои
мысли
письменно.

махуэ»
(День
черкесского костюма)

Словообразование.
Орфография.

Понятие о морфемике. 1
Основосложение.
Словообразовательные
префиксы.
Словообразовательные
суффиксы.
Словоизменительные
морфемы.
Правописание
префиксов зы-, зэ-.
Морфологический
разбор.

2

Промежуточный
контрольный
диктант.
о
Морфология.
Имя Понятие
морфологии.
существительное.
Самостоятельные
и
служебные части речи.
Значение
существительного, его
признаки,
синтаксические
функции.
Нарицательные
и
собственные
имена
существительные.
Правописание
собственных
имён

1

2
1
1
1

1

1

1

Соблюдать
орфографические,
пунктуационные
нормы и культуру
речи.
Определять слова,
связанных
отношениями
производности:
объяснять, какое из
них от какого
образовано;
определять способы
словообразования (с
помощью префикса,
суффикса; с помощью
префикса и суффикса
одновременно,
сложением двух и
более основ).
Выполнять разбор
слова по составу на
основе
словообразовательного
анализа (вычленение
формообразующих
аффиксов, окончания и
основы, нахождение в
составе основы корня,
префикса, суффикса);
объяснять правила
написания буквы а со
значением э; различать
правила написания
префиксов зэ-, зы-.
Выполняют
контрольную работу.
Определять
в
предложении
слова,
относящиеся
к
самостоятельным или
служебным
словам;
Устанавливать
принадлежности слова
к определенной части
речи
(в
объеме
изученного)
по
комплексу освоенных
грамматических
признаков. Выделять
собственные
и

существительных
(заглавная буква и
кавычки). Число имён
существительных.
Типы склонения имён
существительных.
Изменение
собственных
имён
существительных по
падежам.
Правописание
существительных,
заимствованных
из
русского языка.
Словообразование
имён
существительных.
Фонетический разбор.

Изложение.

Речевая
деятельность

1

1

2

1

2

и

культура речи.

Морфология. Глагол. Основные
грамматические
признаки глагола.
Времена
глагола.
Прошедшее,
настоящее.
Времена
глагола.
Будущее время.
Лицо и число глагола.
Способы образования
глагола.

1

1

1
2
2

нарицательные имена
существительных.
Определять
правописания
собственных
имен;
определять
число;
использовать
на
практике
существительные,
употребляющихся
в
речи
только
в
единственном
или
множественном числе;
формулировать
различие
определенного
и
неопределенного
склонения
существительного;
знать
правописания
заимствованных
существительных;
определять
словообразование
существительных,
уметь
образовывать
слова.
Развивают
письменную
речь, с соблюдением
орфографических
и пунктуационных
норм
языка, культуры речи.
Определять
по
изученным правилам
грамматические
признаки
глагола
(число, время, роль в
предложении).
Трансформировать
текст, изменяя лицо
/число/ время глагола.
Образовывать
от
глаголов
в
неопределённой форме
разные
временные
формы
глагола.
Изменять глагол по
лицам, временам и
числам.
Различать

Имя прилагательное.

Морфологические
признаки,
синтаксические
функции
прилагательного.
Разряды
прилагательных
по
значению.
Качественные
и
относительные
прилагательные.
Степени
сравнения
имён прилагательных.
Значение, образование
и
изменение
прилагательных
в
сравнительной
и
превосходной степени.
Правописание
прилагательных,
являющихся
определением
для
существительных.
Словообразование
имён прилагательных.

1

1

1

1

2

Контрольный
2
диктант,
с
грамматическим
заданием.
Предметная
Закрепление
1
аттестация. Тесты.
материала, изученного
в 5 классе.
Культурологическая Защита проекта.
2

неопределённую
форму глагола
от
других форм глагола и
отличать
её
от
существительных
(щэн, вэн-сэн и т.п.);
определять
способы
образования глагола;
уметь
образовывать
их.
Выполнять
морфологический
разбор слова.
Выделять
имя
прилагательное среди
других слов и в тексте.
Подбирать
к
прилагательному
максимальное
количество
имён
существительных.
Определять разряды
прилагательного
и
уметь использовать их
в
речи
(устной,
письменной);
различать
степени
сравнения
прилагательного,
находить их в тексте,
уметь
изменять
сравнительную
и
превосходную
степени;
формулировать
правила правописания
прилагательных
с
существительными.
Образовывать
имя
прилагательное
при
помощи
суффиксов.
Образовывать степени
сравнения
прилагательных.
Выполняют
контрольную работу.
Выполняют
задания.

тестовые

«Прирученное
животное».

компетенция.

Использовать в речи
правила кабардиночеркесского речевого
этикета.
Употреблять
соответствующие
нормы
речевого
этикета в зависимости
от
типа
коммуникации.
Развивать
монологическую речь,
иметь
собственное
суждение и отстаивать
его.

№
п/п

Зэман
5 класс

Яджыну темэхэр

щаджы

щаджар

Сыхь.
бж.

нур

ПэщIэдзэ классхэм щаджам къытегъэзэжын с. 11

1

Бзэ. Жьабзэмрэ тхыгъэбзэмрэ.

04.09.2023

1

2

Псалъэхэр зэрызэхэт Iыхьэхэр.

08.09.2023

1

3

Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.

11.09.2023

1

4

Макъзешэ Э къапсэлъу хьэрфзешэ А щатхыр.

15.09.2023

1

5

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

18.09.2023

1

6

Диктантым хэлэжьыхьыжын.

22.09.2023

1

7

Фонетикэ. Графикэ. Орфографие. Орфоэпие.
Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ.

25.09.2023

1

8

Макъ дэкIуашэхэмрэ хьэрф дэкIуашэхэмрэ. Макъ
дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ.

29.09.2023

1

9

Макъ дэкIуашэ зэгуэгъухэмрэ гуэгъу зимыIэхэмрэ

02.10.2023

1

10

Хьэрф Ы – мрэ Ъ – мрэ макъзэпэщIэхыу
къыщыкIуэр. Словарнэ диктант.

06.10.2023

1

11

ФонетикэкIэ зэпкърыхыныгъэ.

09.10.2023

1

Синтаксисымрэ нагъыщэхэмрэ с. 16

12

Псалъэ зэпхахэр. Псалъэ зэпхахэм щыщу
нэхъыщхьэмрэ кIэрыдзэнымрэ.

13.10.2023

13

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

16.10.2023

1

14

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

20.10.2023

1

15

Псалъэухам и грамматикэ лъабжьэр. Псалъэуха
лIэужьыгъуэхэр.

23.10.2023

1

16

Псалъэ занщIэ.

27.10.2023

1

1

17

Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Дополненэ.

06.11.2023

1

18

Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Определенэ.

10.11.2023

1

19

Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Обстоятельствэ.

13.11.2023

1

20

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.

17.11.2023

1

21

Зэрызыхуагъазэ псалъэ.

20.11.2023

1

22

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

24.11.2023

1

23

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

27.11.2023

1

24

Диолог. Монолог.

01.12.2023

1

25

Псалъэ занщIэ. СинтаксисымкIэ проект лэжьыгъэ.

04.12.2023

1

26

Диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу.

08.12.2023

1

27

Диктантым хэлэжьыхьыжын.

11.12.2023

1

Лексикэ с. 7
28

Псалъэм и лексикэ купщIэр.

15.12.2023

1

29

Зы купщIэ зиIэ псалъэухамрэ купщIэ зыбжанэ
зиIэхэмрэ. (Омонимхэр).

18.12.2023

1

30

Бз. З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Адыгэ фащэм
и махуэ».

22.12.2023

1

31

Бз. З. Сочиненэр нэгъэсыжын.

25.12.2023

1

32

Псалъэм и купщIэ занщIэмрэ зэхьэкIамрэ.

29.12.2023

1

33

Зи купщIэ зэгъунэгъу псалъэхэр. (Синонимхэр).

12.01.2024

1

34

Зи купщIэ зэпэщIэуэ псалъэхэр. (Антонимхэр).

15.01.2024

1

Псалъэ къэхъукIэ с. 8
35

Псалъэм щыщ Iыхьэхэр (морфемэхэр).

19.01.2024

1

36

Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр.

22.01.2024

1

37

Псалъэ къэзыгъэхъу суфффиксхэр.

26.01.2024

1

38

Псалъэ зэхъуэкIа зэрыхъу префиксхэмрэ
суффиксхэмрэ.

29.01.2024

1

39

Префикс ЗЫ - ЗЭ – хэм я тхыкIэр.

02.02.2024

1

40

Псалъэр зэрызэхэт IыхьэкIэ зэрызэпкърах.

05.02.2024

1

41

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

09.02.2024

1

42

Диктантым хэлэжьыхьыжын.

12.02.2024

1

Морфологие – с.26 ЩыIэцIэ - с. 9

43

ЩыIэцIэм и мыхьэнэр. ЩыIэцIэ унейхэмрэ
зэдайхэмрэ.

16.02.2024

1

44

ЩыIэцIэ унейхэм я тхыкIэр. ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр.

19.02.2024

1

45

ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур.

26.02.2024

1

46

ЩыIэцIэ унейхэм падежкIэ зэрызахъуэжыр.

01.03.2024

1

47

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

04.03.2024

1

48

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

11.03.2024

1

49

Урысыбзэм щыщу адыгэбзэм къыхыхьа щыIэцIэхэм я
тхыкIэр.

15.03.2024

1

50

ЩыIэцIэхэм я къэхъукIэр. Словарнэ диктант.

18.03.2024

1

51

ЩыIэцIэр морфологиекIэ зэрызэпкърахыр.

22.03.2024

1

Глагол - с. 6
52

Глаголым и мыхьэнэр.

05.04.2024

1

53

Глаголым и зэманхэр. БлэкIа зэман, ит зэман.

08.04.2024

1

54

КъэкIуэну зэман.

12.04.2024

1

55

Глаголым и щхьэмрэ бжыгъэмрэ.

15.04.2024

1

56

Глаголхэм япыувэ щхьэ префиксхэр

19.04.2024

1

57

Глаголым и къэхъукIэр. Тест лэжьыгъэ глаголымкIэ.

22.04.2024

1

ПлъыфэцIэ - с. 11
58

ПлъыфэцIэр бжыгъэкIэ, падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур,
абыхэм псалъэухам щагъэзащIэ къалэныр.

26.04.2024

1

59

ЩытыкIэ къызэрыкI плъыфэцIэрэ зыщыщыр
къэзыгъэлъагъуэ плъыфэцIэрэ.

29.04.2024

1

60

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

3.05.2024

1

61

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

6.05.2024

1

62

ПлъыфэцIэхэм я зэлъытыныгъэ степенхэр. Абыхэм я
къэхъукIэр.

10.05.2024

1

63

Зэгъусэу къэкIуа плъыфэцIэмрэ щыIэцIэмрэ я
тхыкIэр.

13.05.2024

1

64

ПлъыфэцIэхэр къызэрыхъу щIыкIэхэр.

15.05.2024

1

65

ПлъыфэцIэхэр къызэрыхъу щIыкIэхэр.

17.05.2024

66

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

20.05.2024

1

67

Диктантым хэлэжьыхьыжын.

22.05.2024

1

68

Гъэ псом яджар къызэщIэзыкъуэж проект лэжьыгъэ.

24.05.2024

1
с.68

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»).

5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»).

7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.
4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский

язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Словарь
6.

Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора, 1999.

– 854 с.
7.

Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический

словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с.
8.

Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой

русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с.
9.

Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино-черкесской и

русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
10.

Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус,

1997. – 118 с.
11.

Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический

словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
12.

Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А. О.

Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
13.

Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с иллюстрациями).

Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
14.

Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-Центр,

2020. – 942 с.
Научная литература (монографии, статьи)
15.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.

Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.

16.

Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010.

17.
– 302 с.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус,

18.

2010. – 254 с.
Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского языка.

19.

Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор, 2015. – С. 198–202.
20.

Карданов М. Л. Философско-религиозное мировосприятие действительности и

развитие

лексико-тематической

группы

«природа».

Материалы

международной

конференции, посвященной Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской
республике. Черкесск, 2015. С. 243-246.
21.

Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика. Нальчик:

КБГУ, 2019. – 54 с.
Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и
обучающихся, программы дополнительного образования и др.)
22.

Дышекова

М. С.,

Дышекова

Р. Р.,

Тлимахова

М.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
23.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу» («Методическое

пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
24.

Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 7 кл.

Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
25.

Карданов

М. Л.,

Битова

М. Г.,

Кагермазова

А. Ф.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
26.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое

пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.
Информационные ресурсы
27.

Ведущий образовательный портал учителей // URL: https://infourok.ru/diktanti-

po-kabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения:10.07.2022)
28.

Кабардинский

толковый

словарь

//

URL:

https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/ (дата обращения:10.07.2022)
29.

Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский

(дата обращения:10.07.2022)
30.

Онлайн-словарь

обращения:10.07.2022)

//

URL:

https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/

(дата

31.

Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата

обращения:10.07.2022)
32.

Портал

«Российское

образование»

//

URL:

www.edu.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
33.

Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru (дата

обращения:10.07.2022)
34.

Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL: https://vk.com/wall-

89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)
35.

Сеть

творческих

учителей

//

URL:

http://www.it-n.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
36.

Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: https://sibza.org/books

(дата обращения:10.07.2022)
Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».